Красивое описание экспертного эксперимента



Форум судебных медиков России > Фразеология и формулировки судебно-медицинских экспертов > Это интересно!
Dima
http://artofwar.ru/l/lomachinskij_a_a/text_0040.shtml

ЛЁТЧИК В ПОЛЛИТРОВОЙ БАНКЕ

В начале 80-х в войска стали поступать новые МИГи-29. Тогда машина считалась секретной и многие её узлы активно усовершенствовались. Одно такое, казалось бы незначительное, экспериментальное новшество было установлено на одном из самолётов, дислоцированных под Лугой. Штурвала на этой машине нет - вместо него между ногами лётчика торчит РУС - ручка управления самолётом, больше всего напоминающая джойстик для компьютерных игр. Суть новшества была довольно простой - под указательный палец правой руки на РУСе было установлено специальное титановое кольцо, помогающее лётчику держать руку. Прижилась ли эта маленькая новация или нет - я не знаю. Но знаю одну печальную историю, связанную с этим колечком.

Как-то на Кафедру Судебной Медицины Военно-Медицинской Академии срочной фельдъегерской почтой (а попросту военным гонцом на УАЗике) доставили пол-литровую банку, обложенную брикетами сухого льда. В этой банке было собрано всё, что осталось от лётчика, вернее, всё то, что военный судмедэксперт смог собрать на месте авиакатастрофы. Сама по себе катастрофа новейшего секретного истребителя - это уже ЧП армейского масштаба, а эта ещё сопровождалась весьма неприятными обстоятельствами. Были громадные сомнения, что тут дело было не в технической исправности самолёта...

Погибший пилот-подполковник был очень опытным лётчиком, из тех кого называют асами. Отлично летал в Афганистане, был заслуженно награждён многими боевыми орденами и медалями. При судебно-психиатрическом анализе, а последний можно было сделать только косвенно на основании личного дела, записей в лётной книжке и бесед с сослуживцами, был он личностью хладнокровной, способной к принятию правильных и молниеносных решений. В авантюрах никогда не замечен, хоть и крутил такие фигуры высшего пилотажа, что многим другим асам было завидно. Часов у него столько было налётано, что на теперешний авиационный полк хватило бы...

Но все же одно неприятное "но" оставалось. Была у этого подполковника вполне благополучная семья - жена-красавица и двое деток. Тогда советское государство о военных заботилось, лётная зарплата, плюс зарплата жены, позволяли жить без проблем. Обитали они в ДОСе (дом офицерского состава) при части в хорошей благоустроенной трёхкомнатной квартире. Луга недалеко - городок тихий, да и до Ленинграда рукой подать. Не служба, а мёд, мечта многих офицеров. По описаниям сослуживцев семья была счастливая, ни ссор, ни скандалов у них никто не помнил.

Так вот на фоне общего благополучия несколько месяцев назад его старший сын отдыхал в пионерском лагере на Волге, где смылся с тихого часа купаться и утонул. Сильно переживал подполковник эту трагедию, даже был отлучён от полётов на какое-то время. Однако мужественная душа военного переборола драму, и вскоре подполковник снова окунулся в лётную работу. Тащил службу за пятерых, пытаясь заглушить боль души и тоску по сыну. Командование причину его рвения понимало и от этого ещё больше ценило. Да и само время, лучший доктор, своё дело сделало - забываться боль утраты стала, ушла из повседневной жизни этого военного.

Приходит подполковник накануне катастрофы к себе в квартиру и видит - некоторых вещей его любимой жены нет. Нет и маленькой дочки, и самой жены. Через несколько минут телефонный звонок. Подполковник берёт трубку.
Жена звонит. Просит не перебивать. Извиняется за содеянное и сообщает подполковнику пару "приятных" новостей. Новость первая: второй ребёнок не твой. За взятку врач-гинеколог написала преждевременные роды. Нормально ребёнок родился, даже несколько переходила. Написали так, чтоб сроки под "афганский" отпуск подполковника совпали. Дочка оказывается от жёниного однокурсника, с которым страстная любовь ещё со студенческой скамьи. Старый друг её так любит, что сам до сих пор не женат. Однокурсник этот в большие люди выбился, во Внешторге работает, не чета какому-то там подполковнику ВВС. Новость вторая: тайным встречам конец, жена, теперь уже можно считать, бывшая. Сделано предложение, которому "да", ну а подполковнику соответственно - "нет". Все, что у них было, оказывается трагическая ошибка поспешного выбора. Дальше просит не беспокоиться и начать устраивать свою новую холостую жизнь. Типа, мужик ты видный, в своей Луге девку быстро найдёшь. А за алименты совсем не волнуйся - никаких алиментов не будет. И никакой твоей жилплощади не надо. Новый муж имеет свою шикарную квартиру в Москве и безоговорочно принимает отцовство. Родители у него тоже очень большие люди, с разводом помогут, всё будет быстро и чики-чики, на твоей карьере никак не отразится. Не змея же твоя бывшая жена...

Подполковник весь этот монолог молча выслушал, ведь обещал же не перебивать. Действительно мужик железный был. Лишь в самом конце сказал пару слов: "Всё? Ну раз всё, то тогда, прощай" - и повесил трубку. Ни в какой винно-водочный он не побежал, дабы топить свое горе, ни к каким друзьям звонить не стал, дабы излить свою душу. Зачем людей после тяжелого дня беспокоить? У всех своих проблем по горло, а завтра очередной полётный день - всем надлежит хорошо выспаться, чтобы быть в надлежащей форме. Залез подполковник в свой холодильник, поел "осиротевших" жёниных котлет и лёг спать. Никто бы и не узнал об этом разговоре, кабы после ЧП военные следователи жену не разыскали.

Ни свет ни заря подполковник в части. Предстоит сложный полёт в двойке с одним майором. Что касается летного дела, то майор тот, тоже асс, на подполковника как на отца-наставника смотрел, хоть по возрасту был близок, да и вне службы все их друзьями считали. Летали они в элитной эскадрильи, где были собраны лучшие лётчики и техники полка. Вместе проходят предполётный медосмотр. Перед осмотром друзья непринужденно болтают, обсуждают детали предстоящего задания, шутят на отвлеченные темы. Друг-майор ничего особенного в настроении подполковника не замечает. Авиационный военврач тоже ничего не находит. Руки не дрожат, нервные рефлексы в порядке, глаза не красные, кровяное давление и сердцебиение в норме. Явно выспался мужик, к полёту готов, физическое состояние отличное. Заключение простое: "До полёта допускаю".

Развод. Уточнение учебно-боевой задачи. Ни командир, ни другие офицеры ничего странного в поведении подполковника не замечают. Как всегда собран, все высказывания строго по делу.

Подходят к самолётам. Разговор с офицером-техником всегда душевный. Верят летуны своим ангелам-хранителям, да и техники за годы работы свих летунов насквозь видят. Ничего странного техник в подполковнике в то утро не заметил. Доложил как положено: "Товарищ подполковник! Ваш МИГ-29 к вылету готов. Неполадок нет." А неполадок, похоже, действительно не было. Уже после ЧП госкомиссия по данным телеметрии и остаткам "чёрного ящика" определила. Вообще-то этот ящик совсем не чёрный и совсем не ящик. Бортовой самописец больше всего напоминает большой приплюснутый ярко-оранжевый мяч, в бронированном нутре которого медленно ползёт суперпрочная магнитная проволочка, фиксируя кучу параметров. В этой катастрофе этот "неразбиваемый" блок весьма сильно разбился, но кое-какие участки проволоки уцелели. К счастью, те, что последние моменты "жизни" машины фиксировали. За исключением самих полётных условий, работа всех систем была в норме.

Вот и взлетная полоса. Голос диспетчера в наушниках дает двойке взлёт. Два "Мигаря" на полосе стартуют как бегуны на эстафете - один чуть сзади и сбоку от другого. Короткая пробежка и две хищных птицы синхронно поднимаются в воздух. Короткий и крутой набор высоты. Выход в заданный район. Форсаж. Пара "горшков под хвостами" выбрасывают яркие оранжево-голубые языки пламени. На земле слышен грохот "взломанного" звукового барьера. Начинается работа двойки на перехват и страшные перегрузки. Двойка работает технично и слаженно, тянет на явную пятерку. "Земля" довольна. Командир полка то тыкает пальцем в экран радара, то задирает большой палец вверх. И вдруг на заданной "потолочной точке" самолет подполковника начинает карабкаться дальше вверх. Командир полка с досадой всплескивает руками. Эх, какая пятерка сорвалась! С земли сразу идет команда: "Нарушение полётных условий, вернитесь на заданную высоту!" В ответ привычное: "Вас понял. Есть вернутся на заданную высоту. Выполняю." Но вместо нормального снижения самолёт подполковника выполняет вертикальное пике строго вниз. Пике вниз на полной форсажной тяге. Восемнадцать километров высоты кончаются за секунды. Самолёт на максимальной скорости, усиленной силой земного притяжения, врезается в землю, как метеорит. Местность безлюдная, сопутствующих разрушений нет, исключая огромного кратера в болоте.

Наверное, каждый читатель уже выдвинул свою версию происшедшего. Версию простую, и я уверен, что правильную. Уж больно очевидны факты последнего вечера жизни этого подполковника. Но предположить ещё не значит доказать. А доказать было необходимо.

Разложили светила военной судмедэкспертизы обугленные косточки из баночки на белую простынку и стали думу думать. Ну как в такой ситуации доказать, что в момент падения самолета пилот был в сознании?! Причем доказать стопроцентно. Сама постановка задачи выглядит довольно глупой шуткой.

Отправили кусочки тканей, что не совсем сгорели, на анализы. Результат полностью отрицательный - ни наркотиков, ни ядов. И тут одного молодого капитана-адъюнкта (военного аспиранта) мысль посетила. Ведь среди найденных костных фрагментов есть два куска проксимальной фаланги указательного пальца правой руки! Как раз той косточки, что в кольце на РУСе должна быть. Сложил сей начинающий судмедэксперт две половинки, два костных фрагмента, и точно - очень уж характерный перелом получается - колечко в мемент удара косточки как ножом рассекло. Сразу на завод-изготовитель ушёл срочный запрос. Необходимо было замерить некоторые размеры кабины, прислать технический рисунок ручки и к нему это титановое кольцо.

Ответ пришёл в секретном пакете с нарочным через пару дней. Взял этот адъюнктик техрисунок и пошел в протезную мастерскую Академии. Столяр с предложенной работы только усмехнулся. За десять минут он отрезал по заданному размеру деревянный брусок и сколотил грубое подобие РУСа - штурвала МИГа-29. Грубое, но по размером точное. Затем на точиле, а дальше обычным рашпилем подогнал рукоятку под форму рисунка и на два шурупа прикрутил титановое кольцо, а внизу прикрепил поперечную планку на обычном дверном навесе. До миллиметра вымерил размеры. Копия получилась смешная, но для следственного эксперимента вполне пригодная. Далее эту "швабру" прибили к обычному листу фанеры.

На следующий день наш адъюнкт пришёл на построение 3-го курса 3-го Факультета Подготовки Лётных Врачей. Из кармана его кителя выгладывал токарный штангель-циркуль. Коротко переговорил с начальником курса. Тот дает команду: "Всем курсантам, вес которых 85-86 килограммов, шаг вперед!" Бух по полу, такие курсанты вышли. Следующая команда: "Из вышедших, всем курсантам у которых рост метр семьдесят девать - шаг вперед!" И эти вышли. Уже совсем небольшая группа. Третья команда: "Последние выведшие поступают в распоряжение капитана, остальным - разойтись!" Завел кэп эту группу в класс для самоподготовки и давай им руки мерить.

Отобрал адъюнкт двух "подопытных кроликов" и повел их на Кафедру Авиационной и Космической Медицины. А на той кафедре кресло, аналог кресла МИГа-29, имелось, установленное на специальном тренажёре. На тот тренажер и поместили фанерный лист со "шваброй", изображающей штурвал-джойстик. Но все размеры реального МИГа были точно соблюдены. Посадил адъюнкт первого курсанта в этот "самолет", пристегнул его к креслу ремнями, а колечко на ручке предварительно краской обмазал. "Держи, курсант, штурвал!" - курсант держит. Тренажёр наклоняет кресло на угол того пике, когда произошла катастрофа. "А теперь расслабь руки!" - руки падают с импровизированного штурвала, палец выскальзывает из кольца. "Снова держи! А теперь мы тебя чуть тряхнем!" - палец касается металлического ободка кольца, и нанесенная краска рисует на пальце линию под характерным углом, точь-в-точь по разлому кости. Курсант слазит с тренажера, линия на пальце фотографируется. "А теперь, коллега, выходите из пике - ручку вниз и на себя" - меняют угол наклона "швабры" и снова трясут. Линия на пальце уже не совпадает с линией перелома. Потом трясут без изменения угла - вдруг ручку заклинило и элероны не слушаются. Линии на пальце получаются разные, опять на перелом не похожие. Закончив с первым курсантом занялись тем же со вторым. Бесчисленное количество фотографий - следственный эксперимент номер такой-то и рука на сантиметровой сетке. Наконец со стендовым моделированием покончено. Плёнки быстро сдаются в фотолабораторию, и к утру получены фотографии.

Картина предельно ясна - удержать палец на ручке-штурвале можно только в полном сознании и при полном сохранении мышечного тонуса. А учитывая реальные перегрузки под форсажем, для этого еще необходимо обладать недюжей физической силой и быть тренированным - слабак так руку не удержит. Характер перелома дистальной фаланги указательного пальца правой руки стопроцентно подтверждает, что никаких попыток вывода из пике в момент удара о землю летчиком не проводилось. Любой мало-мальски здравомыслящий человек сделает такой вывод.

В последний миг своей жизни наш подполковник был в полном сознании и прилагал значительные физические усилия, чтобы вести исправную машину вертикально вниз.


vulture
Класс! Я просто торчу! Вот она, сила экспертизы!


аскет
Слов нет, здорово, очень здорово!!!


Борода
Это сила литературы.

Но, по сути они сказали, что перелом произошёл от кольца, хотя даже мягких тканей на фрагментах не было. Можете те ли Вы по перелому фаланги сделать заключение о форме воздействующего предмета? Я - нет. Максимально, что можно сказать, так это то, что ребро воздействовало. С чего они тогда взяли, что это ребро какого-то колечка было. Там столько всяких твердых тупых предметов было с рёбрами...

В этом и прелесть работы военных экспертов. Придумали, что доказали и ладно. Главное себя и начальство убедить.

Пошли бы они на суд с такой экспертизой, так адвокат от них и живого места бы не оставил.

Но написано классно.
Такая экспертиза потянула бы если всё покупать на 10-20 тысяч баксов. Но прокурор денег бы не дал. Доказательность всей этой экспертизы стремится к нулю. Они только смогли доказать, что эта фаланга могла быть сломана этим колечком. Могла - не должна.


FILIN
Цитата
Там столько всяких твердых тупых предметов было с рёбрами...

Ситуация еще сложнее. В процессе соударения с землей происходит деформация самой кабины и если у не деформированной кабины еще можно как-то установить форму тех или иных участков, то на деформированной - не возможно в принципе. Ведь деформация может продлжаться всего несколько секунд ( а то и меньше), а затем происходит либо разлом, либо деформированный участок возвращается в первоначальное положение, либо сохраняется остаточная деформация.
Т.е. в как минимум в двух вариантах можно ожидать появления остроугольного ребра, который в последующем не будет обнаружен.

А эксперт все же молодец.


Мих
в этой книге еще много разной полезной информации (в частности про криминпльные аборты). Автором рассказывается даже об аборте с помощью катапульты, да и просто интересно пролчитать


Vitalykk
Да, действительно, это литература, а не экспертиза. Как говоривал один киношный герой моего детства: "Не приврать - истории не расказать". Поэтому не думаю, что есть смысл подвергать серьезному экспертному анализу написаное. Однако, можно отметить настырность адъюнта в самом хорошем смысле этого слова. Что-то не встречал я у нас таких аспирантов. А полковника по-человечески жаль. mad.gif


йцук
Это, конечно, не экспертиза. Это версирование ситуационной задачи. Версирование правдоподобное малонадежное, но похоже - единственно возможное в заданых условиях. Версия, безусловно, подтверждающаяся технической исправностью самолета, личностными характеристикой пилота. Крепкий был Мужик. Но потеряв в одночасье, все что у него было накоплено за всю жизнь и все, что было ему дорого, похоже, принял для себя решение. Есть немало социологичесчких работ по суициду (часть из них можно найти на сайта с рефератами по социологии, психологии), где анализируются такие явления.
Но работа эксперта, в которой была видна мысль, хорощо сделана. Максимум возможного в предложенных условиях.


AFV
Согласен с корифеями, что возможность травматизации о кольцо только допустима, а не неизбежна. Но если даже она была бы неизбежной, то как исключить или подтвердить наличие сознания по перелому кости? Это не экспертное дело, а следственное.


FILIN
Цитата
Это не экспертное дело, а следственное.

Если это утверждение относится только к конкретному случаю, дальше можно не читать.

Если оно является общим принципом ("как по перелому костей можно говорить о наличии или отсутствии сознания"), то он не верен.
При наличии перелома костей предеплчья " в типичном месте" Вы наверняка скажите, что этот перелом образовался когда пострадавший был в сознании и падал на выпрямленную руку.


Intern
По самой сути реконструкции события неплохо, но не очень "чисто". Следовало бы использовать реальные условия кабины воздушного судна. Плюс ко всему на руку статиста нужно было бы одеть перчатку. Пике с 18000 в болото - ужас. Как вот только удобоваримый палец нашли?
Ну а, вообще, вопрос к эксперту о позе летчика, его активности,положении рук и ног на органах управленияя летательным аппаратом вполне обычный при авиационном происшествии. И если сохранившиеся объекты позволяют, вполне успешно решаются.
Один из таких случаев описан В.Л. Поповым "Судебно-медицинская казуистика".
Intern.


гном
Красивая сказка но в реалиях жизни ни один эксперт не напишет подобного данная экспертиза возможно только в доблесной армии.


Expert 126sml
Цитата(Борода @ 27.07.2005 - 16:51)

В этом и прелесть работы военных экспертов. Придумали, что доказали и ладно. Главное себя и начальство убедить.
Пошли бы они на суд с такой экспертизой, так адвокат от них и живого места бы не оставил.

Я бы не стал по данному художественному описанию,говорить о том, что в этом состоит прелесть работы военных экспертов, эсли Вы конечно сами не испытали данной прелести. С такой экспертизой чисто теоретически в суд никто бы не пошел - некому представлять потерпевшую сторону.


Роев
Экспертиза достаточно редкая и интересная. Но,что касается летных происшествий, то иногда ловлю себя на мысли, что экспертизы назначают формально (просто так надо), потом читают их (может быть даже иногда и посмеиваются над СМЭ), а выдают на гора то, что надо выдать исходя из технических и, например, политических, особенностей случая. Я думаю, что в каждом современном летательном аппарате имеется система, отслеживающая те же положения рычагов управления (например\а может быть даже фиксирует момент, когда пилот испортил воздух) rotate.gif


Dima
Собственно автор рассказа

http://c10.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=frie...endId=273851830


Русская версия Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.

© 2002-2015 Форум судебных медиков
При копировании материалов сайта размещение активной ссылки на источник обязательно!