Приказ 694 действующий?

Полная версия: Приказ 694 действующий?


Форум судебных медиков России > Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза > Организационно-правовые вопросы судмедэкспертизы > нормативно-правовые документы
FILIN
Уважаемые коллеги.
Ссылки на приказ 694 на ФСМ неоднократные. И зачастую противоречивые.
Но все же кто-то может совершенно определенно сказать - этот приказ еще действует или после появления в 2003г. Приказа №161 он автоматически отмененяется?


for-tula
Это справка из Консультанта. В бюро есть и упоминаемое письмо МЗ РФ.

Цитата
Примечание к документу
В своем письме от 13.09.2000 N 10-2/1597сл Минздрав РФ рекомендует руководствоваться настоящим документом до утверждения нового приказа, регламентирующего деятельность судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
Приказ Минздрава РФ от 22.04.1998 N 131, отменивший данный документ, признан утратившим силу Приказом Минздрава РФ от 31.07.2000 N 297 как не прошедший регистрацию в Минюсте РФ.


Считать его полностью действующим нельзя, т.к. изменились правовые и имущественные отношения (учредитель, права собственности, наличие лицензии и т.п.)

Когда возникла необходимость в новой редакции устава и положения о бюро (начальнике), то из 694 приказа вытянули только пару общих фраз, а все остальное из новых регламентирующих документов по имуществу, экономики, праву, делопроизводству.

В общем, какое его значение в настоящее время, как действующего приказа, не знаю.


FILIN
Уважаемый for-tula
Спасибо.
Цитата
В своем письме от 13.09.2000 N 10-2/1597сл Минздрав РФ рекомендует руководствоваться настоящим документом до утверждения нового приказа, регламентирующего деятельность судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.

Мне знакомо это письмо.
Оно так же не прошло ни регистрауию в Минюсте и не было опубликовано.


Мих
Цитата(FILIN @ 13.10.2009 - 21:25)

Мне знакомо это письмо.
Оно так же не прошло ни регистрауию в Минюсте и не было опубликовано.


а разве письма необходимо регистрировать в минюсте? на сколько я знаю, всякие там указания разъяснения, памятки, правила не нужно регистрировать в минюсте.


FILIN
Коллеги.
Давате по теме.
Я с интересом выслушал бы Ваше мнение ув. Мих, но не по поводу порядка министерского делопроизводства.


sopiens
Кроме письма, котрое уже упоминали уважаемые коллеги, официальных документов на этот счёт не было.
Цитата
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
И ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПИСЬМО
от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл

В связи с отказом Минюста России в государственной регистрации Приказа Минздрава России от 22.04.98 N 131 "О мерах по совершенствованию судебно - медицинской экспертизы" и изданием соответствующего Приказа Минздрава России от 31.07.2000 N 297 об отмене указанного Приказа Департамент организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний временно рекомендует в своей текущей работе руководствоваться основными положениями Приказа Минздрава СССР от 21.07.78 N 694 "Об утверждении Инструкции о производстве экспертизы, Положения о бюро судебно - медицинской экспертизы и других нормативных актов по судебно - медицинской экспертизе" и Приказа Минздрава РСФСР от 27.02.91 N 35 "О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно - медицинской экспертизы в РСФСР".
В настоящее время Минздравом России разрабатывается новый проект приказа, регламентирующий деятельность судебно - медицинской экспертизы в Российской Федерации.

Руководитель Департамента
А.А.КАРПЕЕВ

Если немного разобраться. Департамент рекомендовал руководствоваться следующими положениями 694-го: 1. Инструкция о производстве экспертизы,
2. Положения о бюро судебно - медицинской экспертизы,
3. Другие нормативные акты по судебно-медицинской экспертизе.

Пункт 1-й сейчас, более-менее успешно, выполняет Приказ № 161. А вот пункты 2 и 3 на данный момент заменить нечем. И поскольку все Бюро СМЭ не расформировали, то хоть чем-то они должны руководствоваться.


FILIN
Уважаемый sopiens.
Спасибо и за ответ и за разъяснение.

Не снимая заявленной темы, хотелось бы уточнить легитимность двух пунктов в "Инструкции о производстве экспертизы," -
Цитата
2.6. Участие нескольких экспертов, при необходимости -
различных специальностей, является обязательным при проведении
следующих судебно - медицинских экспертиз: ...в) экспертиз определения
стойкой утраты трудоспособности;..."

и
Цитата
3.9. "Заключение эксперта" или "Акт судебно - медицинской
судебно - химической) экспертизы" должно направляться органам
дознания, следователю, прокурору, суду, назначившим судебно -
медицинскую экспертизу, не позднее чем через три дня после
окончания всех экспертных исследований.

Сроки проведения экспертиз определяются их видом, объемом и
характером экспертных исследований. Наиболее длительными по сроку
являются экспертизы вещественных доказательств и экспертизы
трупов, что обусловлено проведением лабораторных исследований.
Однако и эти экспертизы должны производиться в пределах не более
одного месяца со дня получения от органов дознания, следователя,
прокурора или суда всех необходимых материалов.
В случае превышения этого срока причина должна быть объяснена
судебно - медицинским экспертом органам, назначившим экспертизу, и
начальнику бюро судебно - медицинской экспертизы.


В своей практике всегда определял степень утраты общей трудоспосоности ( в рамках проводимой экспертизы живого лица) самостоятельно и никогда не писал посланий следователю, в случаях превышения меячного срока при экспертизе трупов.


sopiens
Да уж.

ИМХО, что касается пункта 2.6, во-первых он отнсится к экспертизам, а во-вторых к разделу 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
УПК теперь новый, наверное и раздел 2 надо "подмять" под новый.


Небольшое отступление (тут намедни с непонятливым следователем сцепился), если позволите. По УПК опознание (в том числе и трупа) - процессуальное действие и может осуществляться только в рамках УД, а у нас 90% опозниний участковый проводит без всяких возбуждений.

Цитата(FILIN @ 14.10.2009 - 00:02)
никогда не писал посланий следователю, в случаях превышения меячного срока при экспертизе трупов.

И я не писал им, но на словах всегда ориентировал их на сроки экспертизы. Особенно, когда вопросов про наркоту понаставят, сразу говорю, что однозначно больше месяца ждать.


Alex272
Цитата(sopiens @ 14.10.2009 - 00:20)
Да уж.

ИМХО, что касается пункта 2.6, во-первых он отнсится к экспертизам, а во-вторых к разделу 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
УПК теперь новый, наверное и раздел 2 надо "подмять" под новый.
Небольшое отступление (тут намедни с непонятливым следователем сцепился), если позволите. По УПК опознание (в том числе и трупа) - процессуальное действие и может осуществляться только в рамках УД, а у нас 90% опозниний участковый проводит без всяких возбуждений.
И я не писал им, но на словах всегда ориентировал их на сроки экспертизы. Особенно, когда вопросов про наркоту понаставят, сразу говорю, что однозначно больше месяца ждать.



Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (ФЗ «О ГСЭД РФ»)» . Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации . Возникающие жалобы в отношении «затягивания» сроков производства экспертиз, обусловили необходимость нормативного обоснования длительности производства разных видов экспертиз, проводимых в Российской Федерации.
Известно, что согласно абз. 5 ст. 14 ФЗ «О ГСЭД РФ» руководитель обязан обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, а согласно п. 3 абз. 6 ст. 15 ФЗ «О ГСЭД РФ» руководитель вправе требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Срок производства экспертиз определяется законами (кодексами), подзаконными нормативными правовыми актами в зависимости от конкретных видов экспертиз, объема исследований и иных специальных условий. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления экспертизы в экспертное подразделение по день подписания руководителем сопроводительного письма к заключению эксперта.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации не устанавливает сроки производства экспертиз. Таможенный кодекс РФ (п. 4 ст. 378 ТК РФ) устанавливает предельные сроки проведения экспертизы, причем срок проведения экспертизы не должен превышать:
- сроки временного хранения (2 месяца, может быть продлен таможенным органом по мотивированному запросу заинтересованного лица до 4 месяцев), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
- шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
- один год - в иных случаях.
Срок производства экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях (СЭУ) системы Министерства юстиции Российской Федерации нормативно не закреплен. Так, согласно п. 8 Инструкции руководитель СЭУ оформляет поручение в письменной форме с определением сроков производства экспертизы.
Срок производства экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (ЭКП) не превышает, как правило, 15 суток.
Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.
Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы .
В случаях судебно-психиатрической экспертизы общий срок производства амбулаторной экспертизы не должен превышать 20 дней с момента поступления в комиссию постановления о назначении экспертизы со всеми необходимыми материалами до дня направления акта амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и материалов дела лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, суду.
Срок производства экспертизы приостанавливается в случае заявления экспертами письменного ходатайства о предоставлении дополнительных материалов и возобновляется с момента получения указанных материалов .
В то же время согласно п. 18 Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений сроки пребывания лица, направленного на экспертизу, в психиатрическом стационаре (стационарном отделении) определяются, а продление этих сроков производится в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О ГСЭД РФ». Общий срок пребывания лица, направленного на экспертизу, в психиатрическом стационаре (стационарном отделении) при производстве одной экспертизы не может превышать 90 дней.
Срок производства судебно-медицинских экспертиз в РФ также нормативно не определен. Так, инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы определяет работу врача - судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа на месте его обнаружения, а также проведение экспертных исследований живых лиц, трупов и различных объектов в учреждениях судебно-медицинской экспертизы в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О ГСЭД РФ» и «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1, но в то же время не содержит каких-либо указаний на сроки производства судебно-медицинских экспертиз.
Косвенно о сроках производства судебно-медицинских экспертиз можно судить, исходя из требований статьи 30 ФЗ «О ГСЭД РФ», согласно которой «лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.
В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней. В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней».
Законодатель не устанавливает точный срок, в течение которого после получения постановления о назначении экспертизы руководитель государственного судебно-экспертного учреждения должен поручить проведение экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов. Такое решение должно быть принято в разумный срок, без излишних отлагательств, сразу после того, как руководитель учреждения, ознакомившись с постановлением, убедится, что в экспертном учреждении имеется материально-техническая база, эксперт необходимой специальности и условия для проведения конкретной экспертизы. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД Российской Федерации, например, требует рассмотрения поступивших постановлений о назначении экспертизы в течение суток . Указанные выше обстоятельства делают актуальным рассмотрение вопроса процессуального закрепления сроков проведения экспертиз.


Цитата(sopiens @ 13.10.2009 - 23:30)
Кроме письма, котрое уже упоминали уважаемые коллеги, официальных документов на этот счёт не было.

Если немного разобраться. Департамент рекомендовал руководствоваться следующими положениями 694-го: 1. Инструкция о производстве экспертизы,
2. Положения о бюро судебно - медицинской экспертизы,
3. Другие нормативные акты по судебно-медицинской экспертизе.

Пункт 1-й сейчас, более-менее успешно, выполняет приказ № 161. А вот пункты 2 и 3 на данный момент заменить нечем. И поскольку все Бюро СМЭ не расформировали, то хоть чем-то они должны руководствоваться.


Определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N ГКПИ03-84

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2003 г. N КАС03-135 настоящее определение оставлено без изменения

Судья Верховного Суда Российской Федерации Р., ознакомившись с жалобой В. о признании незаконным письма Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл, установил:
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанной жалобой, ссылаясь на то, что действия руководителя департамента Министерства здравоохранения РФ К., связанные с изданием оспариваемого письма от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл, нарушают его права, в связи с чем, заявитель просит обязать Минздрав РФ отменить данное письмо.
Нахожу, что жалоба В. подлежит возвращению в связи с неподсудностью ее данному суду.
Статьей 27 ГПК РФ определена подсудность Верховному Суду РФ гражданских дел по первой инстанции. В частности, Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Оспариваемое заявителем письмо Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл таковым не является.
Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.
Из содержания жалобы следует, что оспариваемое письмо Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл государственную регистрацию в Минюсте России не проходил и в установленном порядке опубликован не был.
В силу ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 данного Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Поскольку отсутствует специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду РФ заявлений с требованиями, аналогичными заявленным В. и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, определил:
возвратить В. жалобу о признании незаконным письма Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл в связи с неподсудностью жалобы Верховному Суду РФ.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение десяти дней.


FILIN
Уважаемый Alex272.
БОльшое спасибо за очень познавательный обзор.
Но все же вопрос остается.

Особо.
Из приведеннго анализа можно ли сделать вывод, что никакими действующими правовыми документами сроки проведения обычных экспертиз/исследований трупов и живых лиц не определены даже приблизительно?


for-tula
Цитата(FILIN @ 15.10.2009 - 22:29)
Особо.
Из приведеннго анализа можно ли сделать вывод, что никакими действующими правовыми документами сроки проведения обычных экспертиз/исследований трупов и живых лиц не определены даже приблизительно?


Согласен, потому что эти сроки не определены ни УПК, ни ФЗ о ГСЭД.

Может быть у Вас в бюро есть какие-то нормативы для оценки качества работы? Но это внутренние положения с которыми трудно бороться... smile.gif


Гидеонис
Цитата(FILIN @ 16.10.2009 - 00:29)

Особо.
Из приведеннго анализа можно ли сделать вывод, что никакими действующими правовыми документами сроки проведения обычных экспертиз/исследований трупов и живых лиц не определены даже приблизительно?


Точно знаю, что экспертиза должна быть закончена через 3 дня после получения экспертом результатов дополнительного исследования, но вот где это написано, не помню (точнее лень искать), но должен помнить ув. Толстый.


Заведущий
Цитата(Гидеонис @ 16.10.2009 - 20:58)
Точно знаю, что экспертиза должна быть закончена через 3 дня после получения экспертом результатов дополнительного исследования, но вот где это написано, не помню (точнее лень искать), но должен помнить ув. Толстый.


Приказ 182

С уважением, Заведущий


FILIN
Уважаемый Заведующий.
Если не сложно - выложите все реквизиты этого документа (возможно, он давно отменен).


Заведущий
Цитата(FILIN @ 17.10.2009 - 02:38)
Уважаемый Заведующий.
Если не сложно - выложите все реквизиты этого документа (возможно, он давно отменен).


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
9 июля 1991 г.
N 182
О ВВЕДЕНИИ В ПРАКТИКУ
"ПРАВИЛ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРУПА"

3.20. "Заключение эксперта" должно направляться лицу или
органу, назначившему экспертизу, не позднее чем через три дня
после получения экспертом результатов всех проведенных
лабораторных исследований.

С уважением, Заведущий


FILIN
Спасибо.

Не для дискуссии - после 161 приказа легитимность этого более чем сомнительна.
Но это отдельный разговор.

Сейчас интересно правовое положение 694.


Русская версия Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.

© 2002-2015 Форум судебных медиков
При копировании материалов сайта размещение активной ссылки на источник обязательно!