Дознание в ГАИ (называю по привычному) при ДТП с потерпевшими несет, грубо говоря, две функции: 1. «сортировка» по тяжести - до тяжкого себе в административное производство, тяжкие и труп - передача материала в следствие. 2. собственно административное производство.
На первом этапе - достаточно проведение исследования, освид-ния, или как там еще это можно назвать, но не экспертизы, что как раз и платно (платят потерпевшие или же «злодеи», это детали, которые решаемы, было бы желание).
Далее, если дается тяжкий вред – в следствие и возбуждение уголовного дела – проведение экспертизы.
Если ниже тяжкого, то дознание выносит определение о назначении СМЭ, где эксперт подписывается так же под ответственностью за дачу заведомо ложного заключения (ст. 17.9) и, что права и обязанности ему как эксперту разъяснены (ст. 25.9) КоАП РФ. То есть все по взрослому, но в рамках административного кодекса. И это нужно делать бесплатно.
Как и выполнение экспертизы в рамках уголовного дела. Хотя в том же КоАП есть статья 25.14, где говорится об оплате труда эксперта, но она осуществляется, если не входит в круг его служебных обязанностей. (Постановление Правительства РФ № 140 от 04.03.03г.). Проведение же с-м экспертиз в гос. Бюро СМЭ по-моему и есть главная функция и обязанность такового.
Кстати, необходимость проведения экспертиз в сфере действия адм. кодекса при ДТП, т.с., «рождена» (в мое регионе) совсем недавно, после нескольких скандалов, и снизу – от адвокатов, которые, наверное, тщательнее читают Законы, а не от прокурорских, функция коих все таки следить за законностью в обществе.