О мототравме

Полная версия: О мототравме


Форум судебных медиков России > Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза > Все остальное о судебной медицине
pvgaz
Коллеги, кто-нибудь сталкивался с литературой о особенностях повреждений в шлеме. В не судебной литературе есть многочисленные упоминания о защитных свойствах их, а как в практике? И если суд ставит вопрос о том насколько менее тяжелы были бы последствия травмы будь водитель в шлеме. Может кто сталкивался с подобными экспертизами.


Медик
Цитата(pvgaz @ 24.10.2011 - 23:25)
И если суд ставит вопрос о том насколько менее тяжелы были бы последствия травмы будь водитель в шлеме.

А кто это может знать,насколько были бы "менее тяжелы"?


FILIN
Цитата
И если суд ставит вопрос о том насколько менее тяжелы были бы последствия травмы будь водитель в шлеме.

То суду отвечают, что если бы не было волков, наша коза дошла бы до Мекки.


Холера Валерьевна
Не судите строго, нашла на одном байкерском форуме, написано доступно в плане механизмов возникновения травмы в том числе и про шлем есть и в то же время не очень пошло с точки зрения медицины.



ВИДЫ ТРАВМ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ ЕЗДЫ.
Для начала определимся, какие стили доминируют в современном маутинбайке…
1. Фрирайд, даунхил, дертджампинг, жесткий стрит, 4х
2. Триал, стрит-триал
3. ВМХ
Возможно, конечно, я выпустил из вида какие-то еще стили, но все эти стили будут так или иначе относиться к той или иной категории, уже мной указанной. Более того, данные категории я в дальнейшем буду называть соответственно:
1. Фрирайд
2. Триал
3. ВМХ
Такое деление мной взято для удобства разбора механизма образования различных повреждений и, зная как болезненно байкеры воспринимают отсутствие общем списке именно их любимого стиля, прошу не обижаться – считайте что они на самом деле написаны…
Итак…
Повреждения мы условно разделим на 2 группы:
1. Общие повреждения
2. Специфические повреждения
На первой группе я сильно останавливаться не буду, так как это – всевозможные раны, ссадины, и ушибы. Все эти повреждения могут быть у байкеров любой категории, поэтому говорить о них – неактуально на мой взгляд. К специфическим повреждениям я буду относить те повреждения, которые чаще формируются у какой-то конкретной группы и при вполне определенном механизме.
Не случайно мной взяты именно эти (см. выше) три стиля езды – согласитесь, все они абсолютно разные по стилю катания и даже по внешнему виду байков. Фрирайд (и все что я к нему отнес) – это агрессивная езда, преимущественно с горы на достаточно высокой скорости и особенностью при этом является более низкое расположение переднего колеса по отношению к заднему – это понятно – едем-то с горы вниз… Триал – это преодоление препятствий, как правило на невысокой скорости, причем чаще байк расположен передним колесом вверх (даже дропая с высоты, байкер приземляется преимущественно на заднее колесо). ВМХ – это выполнение различных трюков на рампе или дертах, зачастую связанное с вращением байкера и его коня вокруг какой-либо из осей собственного тела.
Исходя вот из этих особенностей езды и посмотрим, что же получается при незапланированном контакте байкера с планетой…
ФРИРАЙД
Падения во фрирайде обусловлены, в основном, неправильным торможением и сложными условиями местности, с которыми байкер не справляется во время быстрого движения. При движении с горы и торможении возможны следующие косяки со стороны байкера – во-первых, он может пережать задний тормоз и, как следствие, сорвать байк в юз, во-вторых он может пережать передний тормоз и выполнить связку быстро чередующихся трюков (Nose manual to Endo to Face manual J). При этих косяках падения будут, естественно, различные. При выходе в неуправляемый юз, байк резко заносит, заднее колесо, как правило, идет вперед, байкер падает на бок и далее скользит организмом по поверхности планеты. Причем если скорость большая то после падения, байкера еще и закручивает, так как он приобрел вращательное движение при резком выносе заднего колеса. Я, конечно, знаю, что все ВСЕГДА катаются в защите, ну как минимум в шлеме (фрирайдеры естественно в фф), но понимаю, что могут быть ситуации, когда вылысыпыдыст окажется без шлема – ну там ветром сорвало или еще что… так вот, если шлема нет… при таком падении, помимо образования ссадин, ран и ушибов на стороне тела, которой байкер упал, возможны следующие неприятности – при таком падении голова, как самая высокая точка в теле байкера имеет при падении максимальную инерцию движения, и при ударе телом о землю (особенно плечом при чистом падении на бок) эта сила инерции увлекает голову (на подвижной шее) к роковому столкновению с поверхностью – при этом возможно формирование черепно-мозговой травмы – начиная от самой легкой ее формы (сотрясения головного мозга) и заканчивая тяжелейшими повреждениями вещества мозга и костей черепа. Самое коварное в черепно-мозговой травме, что не всегда ее проявления в момент причинения могут соответствовать ее тяжести (при сотрясениях головного мозга возможна потеря сознания до 2-3 минут, а при тяжелом ушибе мозга с переломами костей может в первые часы не быть сильных нарушений сознания – максимум – легкое оглушение), поэтому важно после такого падения, когда имел место удар головой, обеспечить покой, выяснить не тошнит ли потерпевшего, если была рвота (сразу после травмы или спустя время – до часов) и особенно неоднократная, то это симптом грозный – нужно поторопиться до «скорой». Можно обратить внимание на ширину зрачков – если они разные по диаметру (или в солнечный день при открытых глазах достаточно широкие и медленно реагируют на свет, равно как и пасмурный день сильно узкие), то это тоже может наталкивать вас на мысли о грустном. Если потерпевший долгое время не приходит в себя, заторможен, односложно отвечает на вопросы, шатается при ходьбе или ничего не помнит о событиях непосредственно перед травмой, либо в момент травмы или сразу после нее – все это повод брать его за хобот и волочь к врачу – лучше перебдеть чем, потом распивать спиртные напитки на поминках…
Так же, при таких падениях, даже если байкер в шлеме могут быть переломы позвоночника в шейном отделе. Переломы в шейном отделе возникают, как правило из-за резких сгибательно-разгибательных движений. А так как сила инерции, действующая на голову, как раз и заставляет шею резко разгибаться (или сгибаться – но в фф это реже, так как забрало и козырек помешают) то возможны переломы шейных позвонков. Это очень грозная травма, и очень опасная своей высокой вероятностью повреждения спинного мозга. Поэтому если вы упали подобным макаром и имело место резкое сгибание в шее, появились резкие боли в ней, то, прежде всего, никаких движений – как упали, так и загорайте – пошевелите немного руками и ногами – если слушаются великолепно! Если плохо слушаются, попросите товарищей вас чем-то поколоть по конечностям – на предмет наличия или отсутствия чувствительности. И в любом случае – не двигайте шеей. В данной ситуации единственно верный шаг – вызывать «скорую», или, если вы в труднодоступных местах – то спасателей. Если нет возможности позвонить – то следует одному из байкеров отправиться на самом подходящем для этого «коне» за помощью в ближайший населенный пункт. Конечно, после такой травмы можно в горячке и не обратить внимания на боли в шее, или они могут быть не слишком выраженными и вы даже сможете добраться до дома – все равно, если у вас раньше никогда не болела шея, то обязательно сходите и сделайте снимки шеи.
Так же при таких падениях возможны неудачные падения на руку с ее переломом (ами) – как и что делать при этом я писал уже – смотрите часть первую…
Если байкер резко вытормозил передним тормозом и полетел через руль, то при отсутствии шлема, так же возможна черепно-мозговая травма, перелом позвоночника (правда механизмом перелома позвоночника будет не только сгибание, но возможна и компрессия – при ударе теменной частью головы…). Как определиться с мероприятиями – смотри выше.
Однако наиболее частым видом травмы при таких падениях через руль является перелом ключиц и предплечий. При переломе предплечий накладывается шина как описано в первой части, а при переломе ключицы рука, согнутая в локте и прижатая к животу, плотно прибинтовывается к туловищу.
Падение через руль возможно так же после прыжка через овраг (или на верблюдах при ДДж), когда байкер чуток недолетает и утыкается передним колесом в противоположный «берег» оврага. При этом байк, как правило, вокруг своего переднего колеса не закручивается, а просто резко останавливается, а педальеро слетает через руль по инерции. При этом он летит, как правило, «щучкой». Следовательно, при этом выставленные руки, коснувшись земли просто «проедут» под байкером, а он упадет верхней частью передней поверхности грудной клетки. При этом его ноги могут по инерции продолжать «автономный» полет, произойдет разгибание позвоночника в его поясничном или грудном отделе и как следствие перелом. Алгоритм абсолютно такой же, как и при переломе шейного отдела. Такое падение вероятно и при простом перетормаживании и перелете через руль, но это уже будет некоординированное падение, т.е. падение человека, не умеющего правильно падать. Такое же падение возможно на достаточно большой скорости.
Следует отметить, что есть некоторая особенность при падении во время катания жесткого стрита – и связана она с тем, что все падения, всегда приходятся на очень жесткую поверхность. Если байкер вытормозил в юз на двупролетке и упал на ней, то значительно выше опасность получения и переломов и черепно-мозговых травм, так как удар происходить о ребро ступени – площадь соударения при той же энергии будет меньше, а следовательно нагрузка на конкретную точку возрастет многократно, со всеми вытекающими последствиями (а то и мозгами…)
ТРИАЛ
Данная дисциплина не менее травматична для байкера, чем фрирайд… Но в силу особенностей передвижения триалюги по местности, следует отметить, что чаще все-таки это будут раны-ссадины-ушибы. Однако возможны и следующие события.
При недожатом тормозе прокручивается заднее колесо при приземлении, и байкер с матюгами падает на свою «пятую» точку. При этом если высота не очень большая то возможно он отделается кровоподтеками на ней и пару дней есть будет стоя… А вот если высота достаточно большая… да если еще и скорость предварительно была не самая черепашья, то можно обзавестись следующими траблами:
При падении на ягодицы при прямой спине, или чуть распрямленной кзади, возможно образование черепно-мозговой травмы с переломами костей основания черепа (редко, но отнюдь не исключено). Дело в том, что в данной ситуации, позвоночник и голову можно сравнить с молотком, который насаживают на черенок путем его удара противоположным концом обо что-либо – позвоночник прямой, сила удара идет прямо по нему (при чуть согнутой спине – этого бы не было – спина попросту еще несколько согнулась бы самортизировав удар), а череп, опираясь на позвоночный столб под своей массой (в среднем 5-6 кг) и под действием инерции, ломается по своему основанию. При этом могут быть и повреждения самого мозга. Но даже просто перелом основания черепа без повреждения вещества мозга – смертелен в 90% случаев.
Падение на ягодицы при таких же условиях (прямая спина) может привести к компрессионному перелому тела или нескольких тел грудных или (вероятнее) поясничных позвонков. При всех этих повреждениях действия, как и при описанных травмах у фрирайдеров.
При недожатом заднем тормозе и таком же падении назад возможны ситуации, когда падение произойдет плашмя (или практически плашмя). Тут вероятен удар затылком об асфальт. При этом в большом проценте случаев возникает достаточно тяжелая черепно-мозговая травма с линейным переломом затылочной кости и повреждением мозга (в судебной медицине эта травма встречается очень часто). Отсюда, думаю, становится понятна необходимость шлема? Причем я бы триалюгам советовал кататься не в кросскантрийных шлемах, а в роллерских котелках, так как у них лучше защищена затылочная часть!
Падение через руль при перетормаживании ничем особенно не будет отличаться от фрирайдерских… разве что, в силу меньшей скорости, переломы, все таки, будут формироваться пореже. Однако, если это падение, даже при маленькой скорости, будет с не очень большой высоты, то – милости просим в травматологию!
Еще одна опасность, особенно в естественном триале – это падение на какие-либо торчащие сучья… алгоритм помощи при глубоких проникающих ранах я давал в первой части статьи, поэтому здесь скажу только – парни! Смотрите, где катаетесь, и не ленитесь сначала трассу очистить от подобных ненужностей!
ВМХ
Помимо описанных выше травм у ВМХ-еров возможны переломы костей голеней и голеностопных суставов. Это может быть когда байкер прыгнув 180 или 360 не совсем удачно приземляется, выставив одну ногу. При этом нога прекращает свое вращение, всав на поверхность, а тело под действием сил инерции продолжает вращаться, в результате чего получается винтообразный перелом большеберцовой кости или подворачивание голеностопа с перелом одной или двух лодыжек. Кроме того, не исключен перелом позвоночника при выполнении бэкфлипа при недокручивании байка и падниии с согнутой головой на плечи – происходит резкое сгибание позвоночника и… Ну и если байкер без каски… то одним дураком меньше… Как вы понимаете, данные переломы возможны при таком же катании на МТБ…
В этой части статьи я описал наиболее частые и серьезные травмы, встречаемые у байкеров. К сожалению, нигде в спецлитературе я не видел детального разбора травм у велосипедистов-экстремалов, поэтому часть приведенных повреждений взята «слизана» с травм велосипедистов-шоссейников, а часть – является предметом моих наблюдений за динамикой и механизмом падениями различных байкеров с дальнейшим анализом возможных повреждений. Естественно что при таком эмпирическом подходе мной, возможно, были упущены ряд возможных повреждений, или не совсем верно определен механизм их образования, но я думаю, что для байкеров которые с такими вещами столкнутся в жизни это менее принципиально, чем, например, для судебных медиков, но будет достаточным для определения вида травмы и оказания помощи.
Еще раз напомню – парни! Пощадите свои головы, а по возможности и иные части тела! Купите шлем и минимум защиты! Как правильно кто-то на форуме заметил – время , проведенное на больничной койке, в зачет байкерского стажа не идет.


sudmedfockin
Дорогая Х.В. Вы нашли неплохую подборку... по велосипедной травме. Не думаю, что топикстартер имеет в виду это.
По теме. По практике (собственной экспертной), предел упругой деформации шлема часто выше такового головы как конструкции. То есть шлем часто целый, как максимум - динамический след (скольжения), а череп разрушен (преимущественно конструкционный характер перелома). На вопрос суда ответить невозможно однозначно - естественно, все зависит от массы превходящих условий. И потом, СМЭ не проводится в сослагательном наклонении - мы на вопросы с частицей "бы" не отвечаем.


FILIN
Цитата
а череп разрушен

А помимо черепа есть еще шейный отдел позвоночника, который разлетается вдребезги при не поврежденном черепе; есть внутренние органы (особенно грудной полости), очень не любяящие вертикальную нагрузку.
Шлем у мотоциклистов, что шлем у строителей - защищает от смятой сигаретной пачки, сброшенной с 10го этажа, но не от молотка, упавшего с той же высоты.


Медик
Летом исследовал труп.У парашютиста не раскрылся парашют и гр-н упал на деревья,а затем на землю.Шлем оказался цел,а голова "развалилась".


soleg
Плюсом при мототравме актуальны повреждения от трения и общего сотрясения при контакте с грунтом, деталями-конструкциями до финальной остановки.
Последний дисер по мототравме представлен работой Н.Н.Тагаева, 2008 г. Даф. диагностика некоторых видов мотоциклетной травмы....других изысканий и тем более с упором на защитные штуки мотоциклистов, а их огромное разнообразие как моделей так и уровней защиты, на сегодняшний момент нет


Русская версия Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.

© 2002-2015 Форум судебных медиков
При копировании материалов сайта размещение активной ссылки на источник обязательно!