Организация судебной медицины в Таджикистане и перспектива её развития в переходном периоде

Категория: Авторефераты диссертаций
Библиографическое описание:
Халимов Ислом Манонович
Аннотация:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, 14.00. 33 — "Общественное здоровье и здравоохранение", Душанбе - 2006 г.
Работа выполнена на кафедре общественного здоровья, экономики, управления (менеджмента) здравоохранением с курсом медицинской статистики Таджикского института последипломной подготовки медицинских кадров и в Республиканском центре судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Таджикистан. Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор Ахмедов Аламхон, кандидат медицинских наук, профессор Расули Мухаммадджон Якубзод.
Актуальность проблемы
Судебная медицина в Республике Таджикистан была организована практически с нуля (1933 г.) и ее становление связано с именами К.В. Фрунзе, академика АН Таджикской ССР И.А. Глухова, профессоров П.В. Сиповского, А.Г. Леонтьева и др. (А.Г. Гаибов, И.М. Халимов, 2005; А. Ахмедов с соавт., 2005, 2006). После обретения независимости (09.09.1991) страна столкнулась не только с экономическими трудностями, но и перенесла политические и этнические разногласия, приведшие в середине 1992 года к гражданской войне. Страна не имела возможностей сконцентрировать внимание на экономических реформах до момента подписания общего соглашения об установлении мира и национального согласия в июне 1997 г. Социальная и экономическая нестабильность достаточно негативно отразились на состоянии системы здравоохранения Республики Таджикистан в общем, и службы судебной медицины в частности.
При этом малоэффективную систему здравоохранения усугубил разрыв экономических связей, спад производства, финансовые и другие трудности, что способствовало осознанию острой необходимости в проведении реформирования сектора здравоохранения, и в частности в службе судебной медицины (Ю.Г. Яковлев, 1997; А. Ахмедов, 2002; Lybomir Ivanov, 1997).
Принятые Правительством Республики Таджикистан Постановления («Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2005 года» от 6 января 1997 года (№27), «Концепция реформы здравоохранения Республики Таджикистан» от 4 марта 2002 года (№94), «Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года» от 5 ноября 2002 года (№436) были направлены на политику осуществления реформы здравоохранения страны, ориентированной на международную практику с целью внедрения более эффективных и экономичных подходов организации, развития, повышения качества и доступности медицинской службы, а также дальнейшего развития международного сотрудничества в этой области (А. Ахмедов, 2002).
Имеющиеся единичные литературные данные об истории становления этой службы, а также необходимость научного обоснования её дальнейшего развития, поэтапная рационализация существующей организационной структурной службы на всех уровнях (центральной, областной и межрайонной), направленные на осуществление основных принципов организации и управления службы, таких как децентрализация, развитие межсекторального сотрудничества, обучение менеджменту, усиление руководящей роли Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы посредством создания новых организационных структур, обеспечение людских ресурсов управленческими и аналитическими навыками, координация и внедрение реформ, улучшение информационной системы и разработка новых программ подготовки по многоуровневой системе, переподготовка, их усовершенствование, пересмотр квалификационных характеристик специалиста врача судебно-медицинского эксперта, отвечающих современным реалиям, определили актуальность выбранной темы исследования.
Выводы
1. Установлено, что особая роль в становлении и организации службы судебной медицины в Таджикистане на ранних этапах её развития принадлежит организаторам: К.В. Фрунзе, И.А. Глухову, А.Г. Глущенко. При этом отмечена особая роль Правительства и Министерства здравоохранения Таджикской ССР.
2. Основными недостатками в организации и управлении службы судебной медицины в Республике Таджикистан в переходном периоде являлись:
а) неадекватное финансирование;
б) низкая укомплектованность кадрами;
в) высокая текучесть кадров;
г) отсутствие планирования, низкое качество подготовки, переподготовки и управления кадровыми ресурсами (до 1995 г.);
д) отсутствие политики подготовки кадров по последовательному устранению географического дисбаланса;
е) слабое межсекторальное сотрудничество;
ж) отсутствие регионального единого центра судебно-медицинской экспертизы.
В тоже время достижениями в службе судебной медицины были:
а) на основе наших рекомендаций постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.06.2001 года (№321) «О Министерстве здравоохранения Республики Таджикистан» Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы переименовано в Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы, который в утвержденном перечне некоммерческих предприятий, учреждений и организаций, относящихся к Республиканской собственности и осуществляющих свою деятельность в области здравоохранения на условиях, предусмотренных двухсторонними соглашениями, заключенными с Министерством здравоохранения Республики Таджикистан закреплен, за пунктом 34.
б) в сравнительно короткое время судебно-медицинская служба сформировалась и функционировала в дальнейшем как единая система;
в) в кратчайшие сроки в Республиканском центре судебно-медицинской экспертизы дополнительно к существующим были организованы следующие отделы: особо сложных экспертиз и дежурств, оказывающие существенную роль при проведении экспертиз.
г) организованы структуры по подготовке и переподготовке специалистов судебно-медицинской экспертизы (с 1995 г.).
д) утверждено 11 нормативно-правовых документов на уровне Министерства Здравоохранения Республики Таджикистан и законы Республики Таджикистан: «О судьях», «О прокуратуре», «О Министерстве внутренних дел», отражающие вопросы судебно-медицинской экспертизы, в разработке которых принимали непосредственное участие сотрудники РЦСМЭ.
3. Выявлено, что в условиях переходного периода особенностями развития судебной медицины являются: дальнейшее усугубление деятельности данной службы, а именно: текучесть кадров, слабое межсекторальное сотрудничество, низкая укомплектованность кадрами, неадекватное финансирование.
4. На основе полученных результатов выявлено, что для совершенствования судебно-медицинской экспертизы в Республике необходимы мероприятия, направленные на изменение структуры службы и её финансирования, улучшения материально-технического обеспечения, а также на качество подготовки и переподготовки кадров.
5. Выявлено, что существующие квалификационные характеристики специалиста врача судебно-медицинского эксперта требуют некоторых дополнений, касающихся навыков врача судебно-медицинского эксперта в определенной ситуации, включая профессиональную подготовку.
6. Изученные данные по становлению и организации службы судебной медицины в Таджикистане выявили недостатки и определенные достижения в её организации и управлении, а также особенности её развития, требующие проведения мероприятий, направленных на изменение структуры, её финансирования, а также подготовку и переподготовку кадров с разработкой новых квалификационных характеристик специалиста врача судебно-медицинского эксперта, отвечающих региональным особенностям Республики Таджикистан.
Практические рекомендации
1. С целью повышения качества проводимой экспертизы и упорядочения деятельности службы СМЭ республики целесообразно объединение ведомственных структур судебно-медицинской экспертизы в единый региональный центр судебно-медицинской экспертизы.
2. Необходимо принятие решений, направленных на создание адекватной системы финансирования судебно-медицинской службы, с необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.
3. Необходимо проведение изменений в системе оплаты и поощрений, улучшение технического состояния инфраструктуры службы, рациональное использование имеющихся мощностей и сооружений, направленных на ликвидацию необоснованных экономических затрат.
4. Целесообразно разработать нормативно-правовую базу по реинвестированию сэкономленных средств, полученных в результате проведения реструктуризации службы судебной медицины, а также средств по сооплате пострадавшим, обвиняемым и другим лицам за оказание определенных услуг.
5. Необходима разработка ежегодных бизнес-планов затрат службы судебно-медицинской экспертизы.
6. Для повышения качества проведения экспертиз необходима организация отдела особо сложных экспертиз и отдела дежурств также в областных центрах судебно-медицинской экспертизы.
7. Пересмотренный проект квалификационных характеристик специалиста врача судебно-медицинского эксперта рекомендовать для утверждения в Министерство здравоохранения Республики Таджикистан.

Подробнее