Словесный портрет, идентификация личности по методу Альфонса Бертильона

Категория: Рефераты по судебной медицине
Библиографическое описание:
Словесный портрет, идентификация личности по методу Альфонса Бертильона // Архангельский Сергей Владимирович. - Омская Государственная Медицинская Академия, педиатрический факультет, 536 группа. - 2007 год.
Аннотация:
Словесный портрет, идентификация личности по методу Альфонса Бертильона. В архиве презентация PowerPoint и текстовый документ Word.

Альфонс Бертильон предложил при регистрации заключенных измерять: рост стоя, длину распростертых рук, рост сидя, длину и ширину головы, расстояние между скуловыми костями, длину и ширину правого уха, длину левой ступни, длину среднего пальца и мизинца левой руки, длину левого предплечья. Все эти данные заносились в специальную антропометрическую карточку, где также отмечались цвет радужной оболочки левого глаза и особые приметы (рубцы, пятна, опухоли, дефекты пальцев, татуировки и др.).
Помимо системы измерения непосредственно человека Альфонс Бертильон разработал способ точного фотографирования преступников, получивший название сигналетической фотосъемки (до этого использовались приемы художественной фотографии).
Оказалось возможным проводить измерения и по фотоснимкам, сделанным с соблюдением специальных правил. Человек фотографировался в трех видах: в профиль и анфас в 1/7 натуральной величины и во весь рост в 1/20 натуральной величины. Съемка выполнялась с помощью метрического фотоаппарата Бертильона. Для того чтобы выдерживалось требуемое по этим правилам положение головы и тела человека, фотографируемый усаживался на специальный стул, который вынуждал его сохранять определенную позу во время съемки.
Во всех полицейских регистрационных бюро правила неукоснительно соблюдались и позволяли быстро проводить идентификацию человека при сравнении его фотографий, снятых аппаратом Бертильона даже в разное время. Особое внимание уделялось сравнению правых ушных раковин, поскольку особенности строения ушной раковины у каждого человека сугубо индивидуальны. Поэтому при фотографировании правого профиля все ухо должно было быть открыто. На регистрационной карточке, куда наклеивались сигналетические фотоснимки, печаталась специальная фраза: “Эта фотография в профиль важнее всего!”. В последующие годы подпись под рамкой, в которую должен вклеиваться фотоснимок, была уточнена: “Снимок в профиль в 1/7 натуральной величины (наибольшая резкость требуется для уха и носа)”.
В 1893 г. А. Бертильон издал книгу, которую назвал “Инструкцией по сигналетике”. В ней он дал чертежи и схемы всех необходимых инструментов, а также рисунки, показывающие приемы измерений частей тела человека. Для того чтобы работа шла единообразно у всех полицейских регистраторов, в книге А. Бертильона был приведен образец заполненной каллиграфическим почерком регистрационной карты с наклеенным на нее фотоснимком мужчины анфас и в профиль.
Успехи Бертильона и его системы регистрации преступников в целях их последующего распознавания, названной бертильонажем, были настолько впечатляющими, что Париж превратился в мировую столицу передового опыта уголовной регистрации. К Бертильону приезжали криминалисты из многих стран мира, в том числе и из России, чтобы перенять опыт Франции. Везде организовывались антропометрические бюро.
Однако в те же годы появился и другой метод уголовной регистрации — дактилоскопии, позволивший использовать отпечатки пальцев рук в целях идентификации преступников. Этот метод впервые стал применяться в Великобритании, причем вначале наряду с бертильонажем, а затем и заменяя его как более простой и менее трудоемкий.
Успехи дактилоскопии были настолько велики, что даже во Франции, несмотря на сопротивление А. Бертильона, в 1895 г. на карточках к антропометрическим измерениям и сигналетическим фотоснимкам были добавлены отпечатки пальцев регистрируемых.
В начале XX в. дактилоскопия стала вводиться во многих странах, в 1906 г. — в России.
Но бертильонаж не исчерпал себя, поскольку в эту систему регистрации было заложено наряду с антропометрией, сигналетической съемкой и описание внешнего облика регистрируемого, выполняемое по определенным правилам. Оно получило название словесного портрета — точного описания, при помощи специального словаря, форм внешних органов человеческого тела, черт и наружности.
При задержании человека полицией, составлялось его описание, которое затем сравнивалось со словесными портретами ранее зарегистрированных преступников. Если одноименные признаки совпадали, проводилась дополнительная идентификация посредством антропометрии.
А. Бертильон, разрабатывая свою систему уголовной регистрации, вряд ли предполагал, что ее вспомогательному методу — словесному портрету — суждена гораздо более долгая судьба, чем ее стержневой части — антропометрической идентификации, от которой стали отказываться в пользу дактилоскопии еще при жизни самого Бертильона, завершившего свою карьеру директором Института идентификации при полицейской префектуре в Париже.
Чтобы описание, сделанное одним полицейским, было правильно “прочитано” другим, использовались одни и те же термины. Описание одного и того же человека, сделанное разными людьми, должно было быть одинаково. И методика А. Бертильона позволяла это сделать. А. Бертильон писал: “...до тех пор, пока та или другая анатомическая особенность наружности индивидуума, отличающая его от тысячи других лиц и дающая возможность запечатлеть ее в памяти, не получит точного названия, она остается незамеченной и как бы не существует. Уже давно известно, что мы не можем представить себе того, чего не можем выразить словами, также запечатлеть в мозгу то, чего не можем описать”.
Но все же по словесному портрету лучше всего удавалось выявить разыскиваемого тогда, когда в описании имелось указание на особые приметы или крайние степени выраженности признаков внешности.
Для того чтобы сделать словесный портрет более значимым для целей розыска, к описанию элементов лица стали добавлять: особенности осанки — положение головы, изгиб шеи, изгиб спины; характеристику походки, жестикуляции; особенности взгляда (“бегающий”, “угрюмый”, “открытый”), мимики, бытовые привычки; особенности голоса и речи; покрой, фасон одежды и ее состояние.
Тем не менее методика словесного описания, несмотря на ее четкость и продуманность, оказалась довольно сложной. Только наиболее способные полицейские сотрудники могли полностью овладеть этой методикой и успешно применять ее в ситуациях розыскной работы.
СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ- это единая система классификации и описания с использованием специальной терминологии признаков элементов внешности человека в целях розыска и установления личности.
Словесный портрет имеет свою предысторию. Еще в глубокой древности описание внешних признаков использовалось для розыска и отождествления. Приведем описание внешности преступника, датируемое 14 г до н. э. "Молодой раб Аристогена, сына Хрияиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию. Имя его Герман, прозы-ваемый также Нейлос, он уроженец Сирии, из Бамбино, приблизительно 18 лет от роду, среднего роста, безбородый, с прямыми ногами, с ямочкой на подбородке, с чечевицевидной бородавкой на левой стороне носа, с рубцом через левый угол рта, татуированный варварскими буквами на правом запястье". В этом описании по чертам внешности уже четко названы особые приметы, играющие и в наши дни большую роль при розыске преступников.
В России описание личности по внешним признакам встречалось уже в ХIX веке, оно применялось не только в официальных документах, но и в бумагах бытового характера, в литературных произведениях.
Но большинство описаний были неполными, составлены без соблюдения правил и поэтому существенно отличались от современного словесного портрета.
Рассмотрим основные правила, которых следует придерживаться при составлении словесного портрета.
1. Описание внешности по методу словесного портрета должно проводиться для так называемого "нормального" положения головы и состояния внешности. Под "нормальным" положением головы понимается положение, тождественное тому, что применяется при опознавательной фотосъемке.
2. Внешность человека в целом и ее элементы описываются обязательно на основе двух позиций: спереди /анфас/ и сбоку /в правый профиль/. Дополнительно могут быть использованы и описания в иных положениях, например, при наличии особых примет или при описании повреждений на трупе.
3. Последовательность описания.
Для более легкого запоминания, уменьшения возможности улучшения отдельных признаков, а также для облегчения сравнительного исследования различных описаний элементы внешности человека описываются по принципам" "от целого к деталям" /"от общего к частному"/, "сверху вниз".
В начале описания указывается половозрастная и типовая антропологическая характеристика, а затем последовательно характеризуются:
а) анатомические данные человека в целом /рост, телосложение/ и отдельные анатомические элементы /голова, шея, руки, ноги/.
б) функциональные элементы /при их наличии/
в) особые приметы
г) сопутствующие элементы.
При описании внешности человека основное внимание обычно уделяется характеристике головы, и в частности, лица, как части тела, имеющей наибольшее количество устойчивых признаков, доступных для наблюдения.
4. Употребление при характеристике элементов внешности специальной терминологии.
В практике работы органов внутренних дел часто приходится сталкиваться с описанием внешнего облика человека, которое дает свидетель или потерпевший. Как правило, это описание производится посредством бытовой терминологии, обычными житейскими словами: "красивые глаза", "милое лицо", туманный взгляд" и т.п. Описания, составленные бытовыми терминами, разными лицами понимаются по-разному.
Единообразное описание внешних признаков человека возможно только при употреблении специальной терминологии. Именно за счет правильного применения специальных терминов, которые разработаны медиками, математиками и др. специалистами, можно точно описать внешность человека, устранить разночтение описаний.
5. Отдельные элементы внешности описываются по признакам, размер, форма, контур, положение, особенности, цвет.
Размер определяется визуальным сравнением с размером других частей тела и выражается в трехчленной системе сравнения, например, малый, средний, большой /Существуют более подробные -семи- и пятичленые системы, но мы их касаться не будем/.
Форма выражается применительно к формам геометрических фигур /круглый, овальный, треугольный, квадратный и т.д./ или В сравнении с формой общеизвестных предметов /грушевидный, миндалевидный/.
Контур может быть выражен сравнением с очертаниями линий /прямой, дугообразный, извилистый, и т.д./.
Положение определяется по отношению к вертикали, горизонтали и другим частям тела и выражается в таких понятиях, как горизонтальный, скошенный, приподнятый, выше, ниже, правее, левее и т.п.
Цвет характеризуется в общепринятых понятиях. Например, волосы черные, светло-русые, рыжие и т.д. /для определения цвета спектра, можно использовать криминалистический атлас цветов/.
Следует иметь ввиду, что для одних элементов внешности основным будет, например, размер, для других форма и положение и т.п.
6. Достаточная полнота описаний, но без излишней легализации. Это означает, что не во всех случаях нужно очень подробно описывать все признаки. Полнота списания .прежде всего, зависит от того, для каких целей составляется описание. Для проведения отождествления требуется более подробное описание, чем для розыска.
Подробно целесообразно описывать лицо без вести пропавшего неопознанный труп, неизвестного больного, т.e. лиц, которые будут поставлены на учет.
В другом случае, если мы, производим списание внешних признаков скрывшегося преступника для розыскной ориентировки, следует указать наиболее характерные приметы, т.к. очень подробное, перегруженное незначительными деталями списание, данное в ориентировке, вряд ли запомнят работники, принимающие участие в розыске.
Таковы основные правила описания внешних признаков человеке по методу словесного портрета. Преимущество данного метода перед другими описаниями заключается в единообразии. Метод словесного портрета дает возможность шифровать признаки элементов внешности, что позволяет использовать для розыска и установления личности, автоматизированные поисковые системы.
К недостаткам словесного портрета, как и любого другого словесного описания, следует отнести отсутствие наглядности. Не случайно, поэтому в последнее время значительное распространение получают субъективные портреты, дающие цельное зрительное представление о внешнем облике человека /в некоторых источниках вы можете встретить другое название - синтетические портреты/.

Перейти к файлу

Опубликовано пользователем Дмитрий, Сегодня, 03:49