Особенности судебно-медицинской экспертизы трупов при идентификации в случаях массовых катастроф

Судебная медицина

Категория: Авторефераты диссертаций
Библиографическое описание:
Юдина Наталья Георгиевна
Аннотация:
Юдина Н.Г. Особенности судебно-медицинской экспертизы трупов при идентификации в случаях массовых катастроф: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. - Самара: Самарский ГМУ, 2001.

Работа выполнена в Самарском государственном медицинском университете. Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Сергеев В.В. Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор Новоселов В.П.; кандидат медицинских наук Карпов Д.А. Ведущая организация - Российский государственный медицинский университет.
Актуальность проблемы. Существенный рост техногенных чрезвычайных ситуаций (ТЧС), большое количество жертв, огромные материальные затраты определяют актуальность идентификации трупов лиц, погибших при массовых катастрофах, и организацию работы судебно-медицинских экспертов при ликвидации их последствий [Плаксин В.О., Шапиро В.А., 1989; Громов А.П. с соавт., 1990; Бар и Шемер Дж., Хаспел И. С соавт., 1990; Мешков В.В., 1991; Варшавец Н.П., Гедыгушев И.А., 1996, 1998; Гоголев М.И., 1998 и др.]. Одной из наиболее значимых задач при массовой гибели людей является идентификация личности, что обусловлено правовыми и нравственно-этическими аспектами [ Новоселов В.П., 1996; Дубягин Ю.П., 1997; Прокопов В.Т., 2000; Абрамов С.С., 2000; Щербаков В.В., 2000; Russel S., 1968; Criado R.M.T.,1999; Endris R. 1990]. Анализ специальной литературы, посвященной различным аспектам работы судебно-медицинских экспертов в условиях массовых катастроф, позволяет констатировать, что в настоящее время хотя и достигнуты значительные результаты в этом направлении, но вопросы идентификации всех пострадавших, особенно при катастрофах, сопровождающихся различной степени разрушений трупов, решены не до конца. Это отмечено в исследованиях Г.А. Пашиняна, Е.С. Тучика (1994), посвященных анализу работы судебно-медицинских экспертов при ликвидации последствий железнодорожной катастрофы в городе Арзамасе в 1986 г.
Практика показывает, что число неопознанных трупов в случаях массовых катастроф достигает 50% и более. Это связано как с отсутствием системного подхода в действиях судебных медиков, так и с недостаточной отлаженностью их взаимодействия с правоохранительными органами.
Очевидная важность проблемы оперативной идентификации личности в зависимости от вида катастроф и их сложности, степени разрушения трупов обусловила цель и задачи настоящего исследования.
Цель работы. Для улучшения судебно-следственной идентификации личности на основе анализа четырех техногенных чрезвычайных ситуаций разного вида разработать и рекомендовать алгоритм судебно-медицинской экспертизы трупов. В соответствии с названной целью было необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа ТЧС выделить их типы в зависимости от длительности воздействия повреждающих факторов на погибших, влияющих на результативность судебно-медицинской экспертизы.
2. В зависимости от степени разрушения тел погибших определить объем судебно-медицинской экспертизы и идентификационных методов.
3. Разработать алгоритм действий судебно-медицинских экспертов разных подразделений бюро судебно-медицинской экспертизы в зависимости от объема методов исследования для повышения результативности опознания личности при взаимосвязи с правоохранительными органами.
4. Разработать и рекомендовать «Карту погибшего при чрезвычайной ситуации» для совместной работы с правоохранительными органами по оперативной идентификации личности.
ВЫВОДЫ
1. Техногенные чрезвычайные ситуации различаются длительностью воздействия повреждающих факторов, степенью разрушения трупов и доступностью в зоны катастрофы, что влияет на сроки и результативность проведения судебно-медицинской экспертизы.
2. Степень разрушения трупов определяет объем судебно-медицинской экспертизы по выявлению идентифицирующих признаков разного уровня значимости при участии различных подразделений бюро судебно-медицинской экспертизы и режима их работы.
3. Алгоритм действия судебно-медицинских экспертов на разных этапах работы предусматривает определенные объемы общих судебно-медицинских и лабораторных исследований для идентификации личности во взаимосвязи с правоохранительными органами.
4. Разработанная карта «Погибшего при чрезвычайной ситуации» повышает эффективность работы судебно-медицинских экспертов совместно с правоохранительными органами по опознанию без вести пропавших как в процентном, так и временном аспектах.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Возрастание числа техногенных ситуаций, увеличение при этом числа погибших, в том числе с не установленной личностью, требуют решения конкретных задач, поставленных перед судебно-медицинской экспертизой, в зависимости от вида катастрофы. Четкая формулировка поставленных задач в пределах их целесообразности позволит исключить излишние экономические затраты и сократит время проведения судебно-медицинских работ, в том числе по идентификации неопознанных трупов.
Для успешной идентификации неопознанных трупов с целью обнаружения биологических объектов, квалифицированного подхода к ним и экспертной оценки идентифицирующих признаков на месте катастрофы необходимо участие судебно-медицинского эксперта от начала поисково-спасательных работ.
При судебно-медицинской экспертизе неопознанного трупа необходим целенаправленный поиск идентифицирующих признаков, так как условия протекания некоторых катастроф вызывают термические разрушения, при которых традиционные особые приметы (родинки, татуировки, рубцы) часто уничтожаются, а стоматологический статус трупа в большинстве случаев не может быть сравним с таковым у лица, пропавшего без вести.
В связи с этим мы предлагаем следующий системный подход для выявления идентифицирующих биологических признаков по уровню их значимости:
- редко встречающиеся;
- обычно встречающиеся;
- часто встречающиеся.
Затем на основании этих признаков и данных лабораторной диагностики (проводимой в непрерывном режиме работы) пола, возраста, роста, групповой принадлежности определяются этапы экспертного анализа с последующим процессуальным проведением опознания в следующем алгоритме:
1. При неизмененной или незначительно измененной внешности визуальная идентификация неопознанного трупа.
2. При значительно измененной внешности трупа визуальная идентификация с экспертным анализом оперативно-следственных данных.
3. При разной степени разрушениях трупов (от частично сохранившихся объектов до фрагментирования) лабораторная диагностика половозрастных признаков, групповой принадлежности ткани с учетом индивидуальных биологических признаков должна сочетаться с анализом оперативно-следственных данных.
4. При невозможности опознания на предшествующих этапах должна проводиться лабораторная идентификация, требующая значительных материальных и временных затрат (например, геномная).
Взаимодействие судебно-медицинской службы с правоохранительными органами при идентификации неопознанных трупов осуществляется по алгоритму, один из вариантов которого разработан и предлагается нами в виде «Карты погибшего при чрезвычайной ситуации».

Подробнее