Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Форум судебных медиков России
>

Болезнь и смерть Н.И. Пирогова, тайна Пирогова

>
FILIN
сообщение 19.01.2006 - 18:07
Сообщение #1


ГУРУ ФСМ
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 22.08.2004
Из: Владимирская губерния
Пользователь №: 116


Думаю, не безинтересно прочитать следующую статью.

Тайна Н.И. Пирогова

К.м.н. Л.Е. Горелова
ММА им. И.М. Сеченова

История болезни и смерти Н.И. Пирогова давно стала хрестоматийной деонтологической “ситуационной задачей” для студентов-медиков, которая иллюстрирует, как вести себя с больным, говорить или не говорить правду онкологическим больным и т.д. Но это не просто “ситуационная задача”, это одна из многочисленных загадок, которые сопровождали Н.И. Пирогова всю жизнь и даже после его смерти.

Обратимся к истории болезни Н.И. Пирогова, которую вел доктор С. Шкляревский (врач Киевского военного госпиталя). В начале 1881 г. Пирогов обратил внимание на боль и раздражение на слизистой твердого неба. Вскоре образовалась язвочка, но выделений не было. Больной перешел на молочную диету. Тем не менее язвочка увеличивалась. Попытки прикрывать ее кусочками бумаги, смазанной и пропитанной густым отваром льняного семени, не дали эффекта. Первыми консультантами были Н.В. Склифосовский и И.В. Бертенсон. 24 мая 1881 г. Н.В. Склифосовский установил наличие рака верхней челюсти и считал необходимым срочно оперировать больного. Трудно предположить, что Н.И. Пирогов, блестящий хирург, диагност, через руки которого прошли десятки онкологических больных, не мог сам поставить диагноз.

Известие о том, что у него злокачественная опухоль, повергло Николая Ивановича в тяжелейшую депрессию. Отказавшись от операции, он уезжает к своему ученику Т. Бильроту в Вену на консультацию в сопровождении его второй жены Александры Антоновны и личного врача С. Шкляревского.
В Вене Т. Бильрот осмотрел больного, убедился в тяжелом диагнозе, однако понял, что операция невозможна из-за тяжелого морального и физического состояния больного, поэтому он “отверг диагноз”, поставленный российскими врачами. Этот обман “воскресил” Пирогова: “Ну, если Вы мне это говорите - то я успокаиваюсь”. Был назначен отвар льняного семени и полоскание рта раствором квасцов.

Николай Иванович вернулся домой успокоенный. Несмотря на прогрессирование болезни, убеждение, что это не рак, помогало ему жить, даже консультировать больных, участвовать в юбилейных торжествах, посвященных 70-летию со дня его рождения.

Последний год своей жизни Н.И. Пирогов жил в имении Вишня, где продолжал писать свой “дневник старого врача”. До последних дней он работал над рукописью. 22 октября 1881 г. Николай Иванович писал: “Ой, скорей, скорей! Худо, худо! Так, пожалуй, не успею и половины петербургской жизни описать”. Он не успел. Рукопись осталась незаконченной, последнее предложение великого ученого обрывалось на полуслове. Много загадок из жизни Н.И. Пирогова хранит эта рукопись. Одна из них связана со смертью и бальзамированием его тела.

Умер Н.И. Пирогов в 20 ч. 25 мин. 23 ноября 1881 г. По его желанию тело было забальзамировано. Бальзамирование проводил доктор Д.И. Выводцев из Петербургской медико-хирургической академии путем впрыскивания раствора тимола в сонную и бедренную артерии, без вскрытия черепной, брюшной и грудной полостей. Доктор Д.И. Выводцев не был новичком в деле бальзамирования. В 1870 г. он выпустил свою работу под названием “О бальзамировании вообще и о новейшем способе бальзамирования трупов без вскрытия полостей, посредством салициловой кислоты и тимола”, которая была практически единственной в России книгой по бальзамированию. Перед бальзамированием Д.И. Выводцев вырезал часть опухоли, занимавшей всю правую половину верхней челюсти и распространившейся по полости носа. Опухоль была исследована в Петербурге - у Н.И. Пирогова оказался характерный “роговой рак”.

Почему же Н.И. Пирогова позволили бальзамировать после смерти и его труп до сегодняшнего дня хранится в семейной усыпальнице в с. Вишня под Винницей (Украина)? Обратимся к истокам в истории бальзамирования. Искусством бальзамирования владели древние египтяне, их сохранившиеся в превосходном состоянии мумии насчитывают более 2000 лет. Относительно того, кто изобрел бальзамирование, существует много мифов и легенд. Многие полагают, “что это был Гермес, который набальзамировал труп египетского царя Озириса”.1 По историческим сведениям бальзамирование трупов в Египте получило свое начало с гигиенической целью, чтобы предотвратить гниение.

С этим трудно согласиться, т.к. в пустынях Египта трупы быстро высыхали под действием палящего зноя, превращаясь в мумию желто-бурого цвета. Подобные мумии очень долго сохранялись без изменений и обнаруживались в громадных количествах на кладбищах Египта. Тогда в чем же дело? По верованиям древних египтян, душа человека после очищения от грехов переселялась в свое физическое тело, тем самым обретая бессмертие. Необходимо было сохранить тело умершего в таком виде, каким оно было при жизни на земле, чтобы душа умершего обрела бессмертие. Вера в загробную жизнь, в бессмертие души - вот единственная причина тщательного бальзамирования тела у древних египтян.

Обратимся к последним абзацам “Дневника старого врача”, написанным за несколько дней до смерти. Его дневник обрывается на воспоминаниях о первой жене Екатерине Дмитриевне (урожденной Березиной):

“В первый раз я пожелал бессмертия - загробной жизни. Это сделала любовь. Захотелось, чтобы любовь была вечна - так она была сладка... Со временем я узнал по опыту, что не одна только любовь составляет причину желанию вечно жить.
Вера в бессмертие основана на чем-то еще более высшем, чем сама любовь. Теперь я верю, или, вернее, желаю в бессмертие не потому только, что любовью жизни за любовь мою - и истинную любовь - ко второй жене и детям (от первой), нет, моя вера в бессмертие основана теперь на другом нравственном начале, на другом идеале”.1

На этом обрывается навсегда дневник Н.И. Пирогова. С мыслями о бессмертии уходит он из этой жизни.

Вопрос о бальзамировании своего тела возник, по-видимому, у Н.И. Пирогова не накануне своей смерти. К этому надо было подготовиться, т.к. способ бальзамирования был не прост и специалистов в России по бальзамированию было немного. Обратимся к истории.

По работам древнегреческого ученого Геродота (V в. до н.э.), существовало много разных способов бальзамирования (для разных слоев населения). Самый дорогой включал в себя обязательное удаление мозга через полость носа посредством железного крючка, или вытягивающей жидкости. Второй способ включал в себя разрезание живота, удаление внутренностей, промывание пальмовым вином, заполнение полости живота порошком из битуминозной глины, извести, азотнокислого калия, углекислого, сернокислого и солянокислого натрия, смолы и кореньев, воск. Пальмовое вино, употребляемое у древних египтян для бальзамирования, приготовлялось из плодов финикового дерева. Весь процесс сопровождался ритуальными заклинаниями. Как например: “О ты, солнце, верховный властитель, и вы, о боги, дарующие людям жизнь, примите меня к себе и позвольте жить с вами!” Заканчивали бальзамирование погружением тела, брюшная полость которого была заполнена вышеуказанным составом, в сосуд с воском и смолой и в продолжении нескольких дней держали на слабом огне. После этого обрабатывали дубильными веществами, высушивали и обвивали бинтами, смоченными в танине, воске, смоле.

Древнеегипетские способы бальзамирования были записаны на папирусах, но постепенно о них забыли. В средневековье бальзамированием почти не пользовались, и вспомнили о нем в Европе в эпоху Возрождения. В Европе бальзамирование начинает завоевывать себе место в медицинской науке в конце XV в. для сохранения тел властвующих особ, для транспортировки с мест сражений, для анатомических музеев и т.д. (религиозный мотив отсутствует). Французские врачи употребляли murrhaceum: поваренная соль, квасцы, мирро, алоэ, уксус и др. Обязательным элементом европейского бальзамирования оставалось удаление внутренних органов - “потрошение”.

Так бальзамировали тело Людовика XIII - короля Франции, Александра I - русского царя. В 1835 г. итальянский врач Транчини вводит новый способ бальзамирования без вскрытия полостей с инъецированием крупных сосудов раствором мышьяка и киновари.

В 1845 г. для бальзамирования без вскрытия и удаления внутренних органов стали использовать хлористый цинк. В России этот метод очень быстро нашел себе применение. Профессор Грубер и Лесгафт бальзамировали тела императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Итак, Н.И. Пирогова бальзамировал доктор Д.И. Выводцев по своему новейшему способу, используя салициловую кислоту и тимол, глицерин, он инъецировал ими как крупные стволы, так и мелкие сосуды. Перед началом бальзамирования необходимо было вскрыть вены, чтобы вышла вся кровь. Без сомнения, бальзамирование могло быть эффективным, только если оно проведено вскоре после смерти. Следовательно, к бальзамированию Н.И. Пирогова готовились заранее. Бальзамирование проводил лучший специалист в России в этой области. Метод был самым эффективным. Но зачем?

Перевозить тело никуда не требовалось, Н.И. Пирогов оставался в своем фамильном склепе. Походить на царствующие особы после смерти? Но тщеславие по воспоминаниям современников было чуждым Н.И. Пирогову. По словам консерватора при Анатомическом институте д-ра Эндрихипского, бальзамирование трупов богатых и знатных людей в Петербурге в 80-е гг. прошлого столетия было своего рода модой. С этим трудно согласиться. Похороны были довольно скромные. Единственное, что остается - это стремление к бессмертию. Можно предположить, что разгадка заключена в религиозно-философских взглядах Н.И. Пирогова.

Очень интересны религиозно-философские взгляды Н.И. Пирогова, его духовные искания и непростой путь к вере: “Я должен привести себя в ясность, насколько я материалист; эта кличка мне не по нутру...” “Я сделался , но не вдруг, как многие неофиты, и не без борьбы, верующим”. Религиозно-философские взгляды Н.И. Пирогова отражены в двух редакциях статьи “Вопросы жизни”, где он обращается к учению Иисуса Христа, призывает к борьбе с самим собой, со своей двойственностью, с противоречивостью внешнего и внутреннего человека.

Что же заставило Пирогова отказаться от погребения и оставить свое тело на земле? Эта загадка Н.И. Пирогова будет долго еще не разгаданной.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
 
>   Ответов(1 - 10) >
FILIN
сообщение 20.01.2006 - 15:54
Сообщение #2


ГУРУ ФСМ
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 22.08.2004
Из: Владимирская губерния
Пользователь №: 116


Цитата
Что же заставило Пирогова отказаться от погребения и оставить свое тело на земле? Эта загадка Н.И. Пирогова будет долго еще не разгаданной.

Понимаю, что не дело СМЭ заниматься разгадыванием исторических загадок.
Но, кажется, сам Пирогов разъяснил:
Цитата
моя вера в бессмертие основана теперь на другом нравственном начале, на другом идеале”.


Т.е. не на христианском нравственном начале и не на христианском идеале.
Тогда на каком же?
Вспомним, что в 60-80е годы 19в. в среде интеллектуалов были очень популярны анонимные работы, как потом выяснилось – русского философа Федорова.

Сущностью его философии является утверждение, что основное зло для человека заключено в смерти и задачей общества – «общим делом» - является преодоление смерти через воскрешение умерших. Такое воскрешение возможно не благодаря некой Высшей силе, а развитию науки и техники. В таком воскрешении Федоров видел нравственную задачу человечества - благоданость потомков своим предкам.

Вторая половина 19в. – время почти ежедневных открытий, в том числе в биологии и медицине. Так что эта идея не казалась совсем уж утопической.

Если предположить, что Пирогов действительно находился под сильным влиянием идей Федорова, то становится понятным и бальзамирование ( обратите внимание – БЕЗ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ И МОЗГА). Врач понимает, что «воскрешать» забальзамированный труп проще.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Fedora
сообщение 20.01.2006 - 16:13
Сообщение #3


Претендент

Группа: Участники
Регистрация: 17.01.2006
Из: Дальневосточный ФО
Пользователь №: 1 140


Цитата
Интересно,а как они прогнозировали поведение воскресших?

Как быть с их памятью, отношенем к окружающим людям? По-моему если гипотетически предположить что такое возможно - воскрешение будет приравнено к превращению в зомби!
А интересно были ли в 19-м веке работы по сохранению жизни путем гипотермии? excl.gif
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Борода
сообщение 20.01.2006 - 16:19
Сообщение #4


Магистр форума

Группа: Участники
Регистрация: 12.10.2004
Пользователь №: 179


За последние 130 лет взгляд на воскрешение всё же сильно поменялся. Однако хочу напомнить, что даже сегодня успешно работают фирмы по замораживанию трупов в Америке также с целью их дальнейшего возможного воскрешения. Так что если даже сегодня ещё такие люди находятся, то понятно почему 130 лет назад в это тоже хотелось верить.

Тут благодаря одному из участников нашего форума я вышел на страничку такой фирмы в Америке и почитал с интересом, как они и сегодня функционируют. У них там, при холодильниках biggrin.gif , врачи работают. А про смерть там хорошо для интересующихся и родственников сформулировано.
Вопрос: Мёртв ли человек находящийся "в холодильнике" фирмы?
Ответ: С юридической точки зрения он считается мёртвым, поэтому все документы фирма вынуждена оформлять, как на труп, но это чисто юридическая проблема.

Я перевёл так по смыслу. В оригинале так всё по адвокатски гладенько и чистенько. И, главное, на первый взгляд, на все вопросы даны честные ответы без всякого вранья. Ни к одному предложению не прикопаешься. Всё правда. Вот это просто высший пилотаж для любого адвоката. Чувствуешь, что тебя надувают, а доказать не можешь.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Борода
сообщение 20.01.2006 - 17:00
Сообщение #5


Магистр форума

Группа: Участники
Регистрация: 12.10.2004
Пользователь №: 179


Цитата
работы по сохранению жизни путем гипотермии

Был два года назад на однй конференции по летальной гипотермии. Кроме прочих был один специалист по замораживанию, кажется из института переливания крови. Рассказал, что теоретически эта проблема решена, но практически...

Тема не совсем по теме топика. Если хотите, то могу рассказать.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Валерьич
сообщение 21.01.2006 - 07:55
Сообщение #6




Группа: СМЭ
Регистрация: 28.01.2005
Пользователь №: 327


Цитата
Тема не совсем по теме топика. Если хотите, то могу рассказать.

Конечно интересно! Открывайте топик.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Луна
сообщение 20.06.2011 - 00:02
Сообщение #7


Продвинутый участник

Группа: Юристы
Регистрация: 21.04.2011
Пользователь №: 26 624


Цитата(FILIN @ 20.01.2006 - 16:54)

Если предположить, что Пирогов действительно находился под сильным влиянием идей Федорова, то становится понятным и бальзамирование ( обратите внимание – БЕЗ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ И МОЗГА). Врач понимает, что «воскрешать» забальзамированный труп проще.

Почему бы и не предположить?человек должен во что-то верить.даже если он и признанный врач.похоже,тайна оказалась раскрыта?Еще хочу пользуясь случаем спросить-как в современной медицине установлено-предрасположенность к раку передается генетически или у этого заболевания зачастую вирусная природа?

Сообщение отредактировал Луна - 20.06.2011 - 00:07
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Доктор Немо
сообщение 20.06.2011 - 08:39
Сообщение #8


Мастер I

Группа: СМЭ
Регистрация: 13.10.2008
Пользователь №: 10 234


Цитата(FILIN @ 20.01.2006 - 17:54)
Если предположить, что Пирогов действительно находился под сильным влиянием идей Федорова ...

Достточно почитать сочинения Н.И.Пирогова, а также воспоминания современников о нем, чтобы это предположение отпало.
Николай Иванович был до конца жизни верующим человеком
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Медик
сообщение 20.06.2011 - 10:50
Сообщение #9


Учитель
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 16.05.2010
Пользователь №: 21 553


Цитата(Доктор Немо @ 20.06.2011 - 09:39)

Николай Иванович был до конца жизни верующим человеком

В нескольких выпусках "Медицинской газеты" этого года в статьях ставилось под вопросом и пытались доказывать обратное.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Доктор Немо
сообщение 20.06.2011 - 18:45
Сообщение #10


Мастер I

Группа: СМЭ
Регистрация: 13.10.2008
Пользователь №: 10 234


Цитата(медик @ 20.06.2011 - 12:50)
В нескольких выпусках "Медицинской газеты" этого года в статьях ставилось под вопросом и пытались доказывать обратное.

Дискуссия эта, и попытки доказать обратное, вполне объяснимы.
Впрямую оскорблять религию ныне стало несколько неприлично, вот и разрабатываются более тонкие подходы.

Хороший пример тому - сочинения к.б.н., Татьяны Ивановны Грековой, чьи антирелигиозные опусы переписываются во множестве различными авторами.

Во времена оные она во всю ивановскую писала о том, что: «В материалах … Пленума ЦК КПСС в числе важных задач идеологической, массово-политической работы партии указано на необходимость активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, больше уделять внимания атеистическому воспитанию. Большие возможности в этом отношении представляет многоплановая проблема "Атеизм и медицина".

Со временем так писать стало не только не коньюктурно, но и очевидно глупо, что заставило её видоизменить стиль. От прямых большевистских агиток и призывов «не пущать!» пришлось отказаться.
Но, несмотря на то, что окрас шкуры несколько поменялся, сущность ниспровергательницы религии осталась та же – марксистко-ленинисткая, научно-атеистическая.

В ход пошли те же подтасовки фактов, извращения цитат и произвольная, ханжеская интерпретация сказанного до такой степени, что смысл якобы цитируемой цитаты извражался до прямо противоположного.
При этом абсолютное непонимание, полное незнание основ мировоззрения верующих людей.

В качестве примера интересно, например, рассмотреть, как в статье «О вере и неверии людей науки» Т.И. Грекова пыталась опровергнуть общеизвестный факт о том, что Луи Пастер был глубоко верующим человеком.

Для начала приводится цитата якобы Л.Пастера «По признанию самого ученого, он отличался «слепой верой бретонской бабы».
На самом же деле Л.Пастер говорил, что он верит верой простого бретонца - "Foi du paysan breton" (они тогда в большинстве были необразованными крестьянами).

Полностью же цитата будет следующей «Я много думал и изучал, и поэтому моя вера стала столь же искренней, как вера бретонского крестьянина. Но если бы я изучал и думал еще больше, то моя вера стала бы такой же, как у бретонской крестьянки».

Тут надо понимать, что в католической традиции «вера угольщика» либо «вера крестьянки» рассматривалась как высшее проявление веры, веры не требующей доказательств, идущей не от ума, а от самого сердца.
Тем самым Л.Пастер четко показывал, что его вера чиста и искренна, и что она не может поколебаться научными открытиями.

Какую же интерпретацию сказанному Л.Пастером дала специалист истории медицины Т.И. Грекова?
Читаем: «В этом выражении явно звучит некоторая насмешка над самим собой. Из сферы своей научной деятельности он полностью исключал как религию, так и атеизм: …. Эти слова равнозначны утверждению о том, что научное мышление не может совмещаться с религиозной верой.»

С точностью до наоборот…
Вот такие дела.

И в тоже время Т.И. Грекова увлекалась оккультизмом, высоко ценила учение рериховцев и последователей Блаватской.
Что, впрочем, не удивительно. Большинство последователей научного атеизма и ниспровергателей христианства погружены в те либо иные оккультные течения по самую макушку.

Современные творения «разоблачителей религии» не ушли далеко.
И дискуссия, развернутая для того что бы доказать «атеизм» Н.И. Пирогова, абсолютно не нова
Более того, она поддерживалась более 70 лет всей мощью идеологического аппарата ЦК ВКП(б)-КПСС .
С точки зрения советских идеологов, ну никак не мог человек, чьим именем названа Академия медицинских наук СССР быть верующим - не мог, и всё, хоть тресни!
И тут в ход шло всё.
От бессовестных изъятий из писем и сочинений Н.И. Пирогова, до прямых подтасовок, приписывания ему того что он не говорил и не писал. И т.д. и т.п.

Так что ничто не ново под луной.
Просто многие люди в своё время верой и правдой служили идеологии большевизма.
Воспитали себе подобных.
А тут времена поменялись. Люди поменялись. Взгляды поменялись.
А верным ленинцам, научным атеистам заново учится уже сложно.
Кому интеллект не позволяет.
А кому – мировоззрение.

Сообщение отредактировал Доктор Немо - 20.06.2011 - 18:59
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Evik
сообщение 21.06.2011 - 17:32
Сообщение #11


Мастер I

Группа: СМЭ
Регистрация: 4.06.2010
Пользователь №: 21 822


Уважаемый доктор Немо! Удивляет меня давно (и не перестает удивлять!) желание именно судебных медиков (многих, увы, многих) выглядеть такими разухабистыми атеистами. Глупость все это и пустота душевная. Ну, видел ты, допустим, как выглядит человек изнутри, а стоматолог видел только рот - что это по сути своей должно поменять в мировоззрении? Ровным счетом - ничего! Зато сколько необдуманных глупостей (и словом, и делом) совершается в угоду этой разухабистости... Страшно подумать, как Господь все это еще терпит. Клиницисты в этом вопросе как-то быстрее поумнели, а нас все еще корежит.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием




- Обратная связь Сейчас: 11.07.2025 - 21:32