Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Форум для обсуждения опубликованных в Архиве книг авторефератов диссертаций по судебной медицине. Темы создаются автоматически после добавления файла автореферата в архив.
![]() |
![]() |
![]() |
Формирование городской судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга, Назаров Виктор Юрьевич |
![]() |
Дмитрий |
![]()
Сообщение
#1 |
![]() Группа: Администраторы Регистрация: 9.07.2004 Пользователь №: 96 ![]() |
Формирование городской судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга
Категория: Авторефераты диссертаций Библиографическое описание: Назаров Виктор Юрьевич Аннотация: Назаров В.Ю. Формирование городской судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук, 14.00.24 – «Судебная медицина». - М., 2009. Работа выполнена в отделе науки Федерального государственного учреждения «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации». Научный консультант: Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор КОЛКУТИН Виктор Викторович. Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор ПАШИНЯН Гурген Амаякович, доктор медицинских наук, профессор ЕРОФЕЕВ Сергей Владимирович, доктор медицинских наук, доцент СПИРИДОНОВ Валерий Александрович. Ведущая организация: Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова. Актуальность темы После распада СССР в системе руководства судебно-медицинскими экспертными учреждениями стал обозначаться полицентризм. Проявилось стремление к муниципализации судебно-медицинских экспертных учреждений, выводу их из системы органов здравоохранения. Возобновилась тенденция постепенного перемещения современных высокотехнологичных методов исследования, в первую очередь имеющих идентификационное значение, из судебно-медицинских в другие экспертные учреждения. Критическая оценка современного состояния и организации СМЭИ в Российской Федерации неоднократно давалась Следственным комитетом при прокуратуре РФ. Только в 2008 г. и первом квартале 2009 г. эта оценка с соответствующими обоснованиями зафиксирована не менее, чем в восьми письмах руководителей Следственного комитета (исх. №№ 213-12/100-2008 от 20.02.2008 г.; 213-12/711-2008 от 15.09.2008 г.; 213-12/890-2008 от 17.11.2008 г.; 213-12/966-2008 от 10.12.2008 г.; 213-12/917-2008 от 24.11.2008 г.; 213-14/74-2009 от 11.02.2009 г.; 211-5026-2009 от 12.04.2009; 213-12/481-2009 от 22.05.2009 г.). Начальником Следственного комитета при прокуратуре РФ А.И. Бастрыкиным в письме на имя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (исх. № 211-5026-09 от 12.05.2009 г.) поднят вопрос о перемещении судебно-медицинской экспертной службы в одно из правоохранительных министерств, причем в качестве положительного примера упоминается опыт США, Китая, Израиля. Между тем, собственный подобный опыт имеется и в России. Почти сто лет, вплоть до 1917 г., организацию СМЭИ в империи обеспечивало МВД. Правда, отрицательное отношение к этому преобладает у авторов, занимавшихся историей российской судебной медицины после 1917 г. Но действительно ли есть для этого основания? Каковы были структурные элементы отвергнутой системы? Как она работала? Существовали или нет к 1917 году пути к ее совершенствованию, и какие? Имела ли она преимущества, и в чем они состояли? Каковы были причины и обстоятельства перехода к специализированным судебно-медицинским экспертным учреждениям? Может ли что-нибудь из прошлого опыта пригодиться в наши дни? Эти вопросы составляют научную проблему, суть которой сводится к недостаточной изученности особенностей руководства организацией судебно-медицинских экспертных исследований в условиях разных подходов: единого централизованного (до 1917 г.) и в значительной степени децентрализованного (после 1917 г.). Решение проблемы послужит основанием для практических рекомендаций по коренному совершенствованию государственной судебно-медицинской экспертной службы Российской Федерации. Рассмотрение формирования судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга для последующих предложений по оптимизации центрального руководства судебно-медицинскими экспертными учреждениями России представляется рациональным. Во-первых, в современных условиях заметно выдвигаются проблемы мегаполисов. Во-вторых, адекватно обозначенной проблеме то, что в бывшей российской столице на протяжении столетий существовала практически не изученная, но действенная организация СМЭИ. В-третьих, в Петрограде было создано первое специализированное судебно-медицинское учреждение, степень преемственности которого по отношению к дореволюционной системе обеспечения СМЭИ в достаточной степени не выяснена. В-четвертых, разносторонность исследования обеспечивается разнообразием опыта работы судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга в различных условиях. Приемлемой периодизации формирования городской судебно-медицинской экспертной службы в Санкт-Петербурге нет. Ее разработка позволит выявить и оценить основные этапы и направления этого процесса. Особое внимание заслуживает первая половина ХХ века, когда сначала сформировались предпосылки к созданию специализированной судебно-медицинской экспертной службы, затем осуществлена ее организация вне структуры органов внутренних дел. Тема диссертации соответствует научно-исследовательской программе ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Федерального агентства по здравоохранению Российской Федерации» на 2006-2012 гг., предусматривающей разработку организационных основ судебно-медицинской экспертизы. Цель исследования На примере формирования петербургской судебно-медицинской экспертной службы обосновать предложения по кардинальному совершенствованию структуры и системы организации судебно-медицинской экспертной службы Российской Федерации. Задачи исследования 1. Определить периоды, этапы и хронологические рамки формирования городской судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга. 2. Изучить основы организации судебно-медицинских экспертных исследований в Санкт-Петербурге до 1917 г. 3. Установить причины создания в Санкт-Петербурге специализированного городского судебно-медицинского экспертного учреждения и его основные организационные формы. 4. Исследовать особенности работы СМЭС в разных условиях, в том числе, во время блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 5. Провести сравнительный анализ систем организации судебно-медицинских экспертных исследований в Санкт-Петербурге до и после учреждения специализированной городской судебно-медицинской экспертной службы. 6. Разработать практические предложения для решения проблемы организационного совершенствования судебно-медицинской экспертной службы России. ВЫВОДЫ 1. Формирование судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга представляет собой неразрывный процесс, включающий два периода. Начало первого периода связано с изданием 22 декабря 1714 г. «Инструкций и Артикулов военных», окончание – с созданием Судебно-медицинского подотдела Комиссариата здравоохранения Петроградской трудовой коммуны (9 апреля 1918 г.). Этот период включает два этапа: первый – до создания Санкт-Петербургского столичного врачебного управления (30 марта 1873 г.) и второй: от создания СВУ (30 марта 1873 г.) до его расформирования (9 апреля 1918 г.). Второй период включает три этапа. Первый из них (от 9 апреля 1918 г. до конца 1932 г.) характеризовался работой судебно-медицинских экспертов Петрограда (Ленинграда) и Петроградской губернии (Ленинградской области) в рамках единого судебно-медицинского экспертного учреждения. Второй этап охватывает время от разделения судебно-медицинских экспертных служб Ленинграда и Ленинградской области до окончания послевоенной реконструкции (1933 – 1952 гг.). Третий этап (1953 – 1977 гг.) характеризуется переходом к современным принципам организации работы большинства городских судебно-медицинских экспертов, выдвижением лабораторных подразделений из вспомогательных в основные и завершением формирования СМЭС в структурно-функциональном отношении. Нет оснований для противопоставления периодов формирования судебно-медицинской экспертной службы России друг другу, поскольку их особенности соответствовали конкретным историческим условиям. 2. Институт полицейских врачей прошел путь от единичных докторов и лекарей до Столичного врачебного управления, к началу ХХ века обеспечивавшего все виды СМЭИ на территории Санкт-Петербурга. Значительная часть этих врачей имела высшие ученые степени. В служебном отношении полицейские врачи были практически независимы от обычных полицейских властей, их общественное положение было достаточно престижным и обеспеченным. Организация СМЭИ строилась по оптимальному для того времени территориальному смешанному принципу, при котором за каждой городской административной частью закреплялось по одному – два врача. Централизующую роль в обеспечении судебно-медицинской экспертной деятельности играли Медицинский совет МВД (в методическом отношении) и Медицинский департамент МВД, 1904 преобразованный в Управление главного врачебного инспектора (в административном). 3. Создание 9 апреля 1918 г. Судебно-медицинского подотдела Комиссариата здравоохранения Петроградской трудовой коммуны было подготовлено предшествующей эволюцией СВУ, врачебный состав которого стал ядром первого специализированного судебно-медицинского экспертного учреждения. Подотдел и его преемники многие годы использовали организационные принципы работы СВУ. Главной причиной подчинения Подотдела органам местного здравоохранения явился крах МВД и ликвидация градоначальства, вызванные событиями 1917 года. Утраченная тогда же центральная управленческая вертикаль в полной мере не была восстановлена. 4. За исключением кратких положительных эпизодов 1924 – 1925 гг. и 1935 – 1940 гг., развитие СМЭС вплоть до середины 1950-х годов протекало неудовлетворительно. Деятельность СМЭС оставалась на периферии внимания органов управления здравоохранением. В блокаду Ленинграда СМЭС справилась с основными задачами ценой огромных жертв. Опыт блокады показал, что для работы в чрезвычайных ситуациях, особенно длительных, и не только в военное время, необходима подготовка. Должны создаваться резервы, проводиться тренировки, разрабатываться и своевременно корректироваться соответствующие планы. К середине 1950-х годов проступило явное несоответствие СМЭС уровню требований по организации и качеству основных видов СМЭИ. Только тогда начался энергичный пересмотр устаревших организационных принципов, позволивший к концу 1977 г. создать полноценное во всех отношениях судебно-медицинское экспертное учреждение. 5. Сравнительный анализ систем организации судебно-медицинских экспертных исследований до и после 1917 г. показывает, что одним из преимуществ дореволюционного периода судебно-медицинской экспертной службы являлась центральная управленческая вертикаль. Ее отсутствие – существенный недостаток послереволюционного периода. 6. Целесообразность принадлежности современной судебно-медицинской экспертной службы к органам здравоохранения не вызывает сомнения, но ее управленческий механизм нуждается в корректировке. Эта идея лежит в основе разработанных практических рекомендаций по коренному улучшению организации судебно-медицинской экспертной службы Российской Федерации. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Попытки решений современных проблем с помощью самоорганизации и различных местных усовершенствований существующей системы управления государственной судебно- медицинской деятельностью могут иметь, в лучшем случае, лишь частный и временный успех. В перспективе подобные подходы повлекут еще большие центробежные явления, поскольку определяющими в этом процессе становятся субъективные факторы. Они сводят на нет независимость экспертных учреждений от местных властей. Преодоление отрицательных тенденций в развития государственных судебно-медицинских экспертных учреждений Российской Федерации требует снижения роли субъективных факторов. Сделать это в настоящее время реально в структуре Минздравсоцразвития РФ. ФГУ «РЦСМЭ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» должен быть преобразован в государственное учреждение здравоохранения «Главный центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития Российской Федерации» (ГУЗ ГЦСМЭ МЗиСР РФ), а его директор – стать по должности штатным Главным судебно-медицинским экспертом (ГСМЭ) МЗиСР РФ. ГСМЭ следует наделить исключительным правом представлять к назначению начальников ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», а также представлять их к увольнению от должности за профессиональные упущения. Назначения новых начальников, их переводы и смещения должны производиться приказами МЗиСР РФ по представлению ГСМЭ. Руководители областных (городских, республиканских) органов управления здравоохранением при желании выдвинуть кандидатуру на пост начальника ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» обязаны обращаться с соответствующей мотивированной просьбой к ГСМЭ, который либо обоснованно отказывается поддержать кандидатуру, либо готовит соответствующее представление министру. При отсутствии обращения местных органов управления здравоохранением подбор кандидатуры осуществляется ГСМЭ самостоятельно. Контроль организации и проведения СМЭИ в территориальных судебно-медицинских экспертных учреждениях должен быть передан ГСМЭ. Для реализации этих задач в составе ГУЗ ГЦСМЭ МЗиСР РФ необходимо создание лицензионного и контрольно-инспекционного подразделений. Начальники территориальных Бюро судебно-медицинской экспертизы одновременно должны являться штатными Главными судебно-медицинскими экспертами городов Москвы, Санкт-Петербурга, а также краев, областей и республик. Закупка и поставка табельного оборудования должны проводиться централизованно по заказам ГУЗ ГЦСМЭ МЗиСР РФ, исходя из перечня и объемов выполняемых в судебно-медицинских учреждениях СМЭИ. Для рассмотрения методических и сложных организационных вопросов необходимо создать Судебно-медицинским совет МЗиСР РФ, председателем которого по должности назначить ГСМЭ. Детали организации и деятельности Совета могут быть, с некоторыми поправками, заимствованы из опыта дореволюционного Медицинского совета МВД. Рекомендации отражают часть мероприятий по коренному совершенствованию судебно-медицинской экспертной службы. Они не потребуют больших средств и откроют перспективу дальнейших преобразований. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Сейчас: 1.05.2025 - 16:06 |