Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Форум судебных медиков России
9 страниц V « < 5 6 7 8 9 >  
>

Статус судебной медицины, Проблема статуса судебной медицины в РФ

>
Волк
сообщение 1.10.2005 - 22:20
Сообщение #91


Претендент

Группа: СМЭ
Регистрация: 20.09.2005
Пользователь №: 781


В Беларуси главного СМЭ назначает и снимает президент Лукашенко. Зарплата у них (СМЭ БЕЛАРУСИ) значительно выше, чем в у нас РФ. Требования такие же. Я сам изучал однажды книгу, в которой в табличном виде описана работа, сколько и каких экспертиз выполнил, каждого эксперта Беларуси. И ещё: главный СМЭ Беларуси назначен давно помощником генпрокурора РБ. В беларуси СМЭ все врачи страшно боятся, учитывая их государственный статус. А мы в России подчинены облздравам, работу которых контролируем ( в смысле врачебных правонарушений). В результате то же минздрав, облздрав, может просто перекрывать нам кислород. Факты имеются.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
FILIN
сообщение 1.10.2005 - 23:10
Сообщение #92


ГУРУ ФСМ
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 22.08.2004
Из: Владимирская губерния
Пользователь №: 116


Уважаемый Волк.
Извините, но Вы видимо, не читали всю ветку.
Факты изложенные Вами не совсем точны, но продолжать эту тему не буду: как выяснилось - склочная тема.
Помещать практически один и тот же топ в нескольких ветках - как-то не принято.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
VAL_BY
сообщение 20.12.2005 - 22:35
Сообщение #93


Претендент

Группа: Участники
Регистрация: 23.10.2005
Из: Белараша
Пользователь №: 896


Газета «Рэспублiка» от 20.12.2005
http://www.respublika.info/3928/crime/article13043/
Когда говорят "немые свидетели"
Тамара ЯКОВЛЕВА, начальник пресс-центра республиканской прокуратуры
Работа судебных медиков редко когда удостаивается внимания широкой общественности. Кроме тех граждан, чьи интересы она, по несчастью, затрагивает, особое значение придают ей сегодня правоохранительные органы. Об этом – наш разговор с начальником управления по надзору за следствием в органах Прокуратуры Республики Беларусь Виктором ЛУЦЕИНЫМ.
— Виктор Ильич, не так давно республиканская прокуратура проверяла работу Государственной службы медицинских судебных экспертиз. Что послужило поводом для такой проверки?
— Требования надзора прежде всего. Кроме того, более пристальное внимание к Государственной службе медицинских судебных экспертиз сегодня вызвано еще и интересами следствия, оно все последние годы работает с большой нагрузкой. К тому же в следственном производстве правоохранительных подразделений любого уровня постоянно присутствует категория так называемых неочевидных дел; на их расследование уходят недели, месяцы…
Здесь, безусловно, очень важен профессиональный опыт. Но специфика нашей работы в том, что любое убийство, даже самое очевидное, еще нужно доказать. Поэтому надо получить как можно более полную информацию о случившемся. Пролить свет на обстоятельства многих умышленных убийств, других преступлений часто помогают как раз результаты судебно-медицинской экспертизы.
— Наверное, не меньшее значение имеют показания очевидцев, улики?
— Свидетель – это всегда проблема: его может не быть, или он может отказаться от того, что говорил раньше… А заключения эксперта — мы называем их «немыми свидетелями» — иногда служат единственной уликой.
Такую роль результаты экспертизы сыграли, например, в изобличении бывшего следователя Папернянского отдела милиции (многие помнят эту историю, о ней в свое время рассказывала «Рэспублiка»). Подозреваемый был задержан через два месяца после того, как совершил убийство, за это время успел скрыть практически все следы. Никаких доказательств, ни одной неоспоримой «зацепки»… И все же судмедэксперту удалось сначала обнаружить едва заметный подтек на пальто, хотя оно уже побывало в химчистке. А позже он установил, что это – кровь убитого таксиста. Несмотря на то, что его останки удалось обнаружить в лесу десять месяцев спустя, проведенные дополнительные медико-криминалистические исследования полностью подтвердили версию следствия о том, что парень был убит выстрелом из огнестрельного оружия, и даже объяснили, как именно это сделал преступник, в каком направлении летела пуля…
В целом нельзя не признать, что работа Государственной службы судебных медицинских экспертиз в нашей стране организована на достаточно высоком уровне. Это подтверждают и отзывы российских специалистов. Например, один из авторитетных ученых председатель Всероссийского общества судебных медиков профессор Вячеслав Плаксин заявил: «Если раньше Минск учился у Москвы, то теперь российским коллегам не лишне перенять опыт Беларуси».
— В чем заключается, на ваш взгляд, этот опыт?
— Прежде всего в общем научно-техническом уровне работы службы. Сегодня, например, мы можем назначать такие виды экспертиз, которые пока невозможны в других странах СНГ, в той же Прибалтике, и даже в некоторых странах дальнего зарубежья. Раньше для нас было просто немыслимо, скажем, вычислить преступника (как, например, того же пуховичского маньяка) на основании ДНК его слюны или на основе лабораторной идентификации найденной на одежде подозреваемого шерсти домашнего животного с шерстью той кошки, что была обнаружена в доме жертвы. Сегодня использование подобных методов экспертных исследований – реальность, конкретный результат творческих контактов работников Государственной службы судебных медицинских экспертиз со специалистами одной из американских научных лабораторий.
Кроме того, имеет значение еще одно обстоятельство: четыре года тому назад по указу Президента Беларуси служба была выведена из системы Минздрава. Теперь ее работа полностью подчинена интересам следствия. В этом российские коллеги видят еще один несомненный плюс белорусского опыта.
С другой стороны, следствию хорошо известны как достижения, так и недостатки в работе судебных медиков. Бывает очень досадно, если, скажем, экспертиза не выполнена в срок. Или если заключение судмедэксперта вызывает сомнение…
— Какие тому бывают причины?
— Сказывается, с одной стороны, возросший объем работ: около двухсот пятидесяти тысяч экспертиз ежегодно при тех же штатных должностях, которые утверждались еще в советское время. И ежемесячно у каждого эксперта – десятки выездов на места происшествий по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях, других преступлениях… Какие-то погрешности в сроках выполнения работ при этом, наверное, неизбежны. В то же время, как показала проверка, обоснованны претензии органов предварительного расследования к работе медиков, участвующих в так называемых наружных осмотрах. Случается, эксперт убывает с места происшествия, не высказав своего суждения о механизме телесных повреждений, предполагаемых орудиях преступления, о том, является ли место обнаружения тела местом совершения злодеяния… Или отказывается от устного заключения, ссылаясь на необходимость гистологической, биохимической, медико-криминалистической и других видов экспертиз. Иногда он не может определить давность наступления смерти, потому что приезжает, не имея при себе элементарных приборов и технических средств, того же термометра, например. Из-за этого следователь упускает время, не может принять решение о задержании подозреваемых.
— Сталкивалось ли следствие, а в первую очередь потерпевшая сторона, со случаями экспертных ошибок? О чем, в частности, говорит назначение повторных и дополнительных экспертиз?
— В ходе последней проверки обнаружены ошибки по восьми заключениям, — они имели место в работе специалистов Гомельского, Могилевского и Минского областных управлений службы и были связаны в основном с неверным определением степени тяжести телесных повреждений. Исправляется такой брак назначением повторных экспертиз.
Они выполняются и в тех случаях, если одна из сторон не согласна с заключением медиков или, скажем, если его выводы предположительны, недостаточны, неубедительны… Должен, однако, сказать, что их доля в общем объеме всех проведенных исследований крайне невелика — составляет примерно 0,0021 процента.
Необходимость дополнительных заключений бывает вызвана тем, что устанавливаются новые обстоятельства по материалам дел и проверок или в случае, если обнаружены противоречия в предыдущих. Ежегодно выполняются сотни таких экспертиз. Но их число свидетельствует в основном не столько о погрешностях в работе судебных медиков, сколько о той дополнительной нагрузке, которая на них сегодня ложится.
— Что еще показала проведенная проверка?
— В целом она высветила те проблемы, которые сегодня существуют в деятельности службы. В частности, и недостаточную техническую оснащенность: есть современное оборудование и сложные виды экспертиз, но нет, оказывается, простейших приборов и препаратов, особенно где-нибудь в глубинке. Выявлены случаи, когда из-за ошибки эксперта в одном случае необоснованно возбуждалось уголовное дело, а в другом при рассмотрении дела в суде менялись основания привлечения к уголовной ответственности. Свои выводы республиканская прокуратура при рассмотрении вопроса на коллегии, разумеется, сделала.
Однако мой собственный опыт и опыт коллег говорит и о серьезной кадровой проблеме в службе. С одной стороны, открылись новые отделения. Но вместе с тем прекращают свое существование некоторые прежние. Как это случилось, например, в Дрибине: знаю, работавшему там судмедэксперту было за семьдесят лет, ушел человек на заслуженный отдых, а заменить его, как оказалось, некем.
Судебная медицина довольно жесткая специальность. Но имеют значение еще и условия труда. Где чаще всего приходится работать судебному медику? Мало кто поднимает эту тему, но, на мой взгляд, стоит посмотреть, что из себя представляют многие морги, особенно в малых городах, райцентрах. Иногда там просто жуткие, недопустимые условия. Кого это волнует? Пока только следователей и судебных медиков. Но, наверное, видеть проблему должны и местные власти. Коллегия республиканской прокуратуры, на которой рассматривалась работа службы, приняла то решение, которое находится в ее компетенции: ходатайствовать перед соответствующими органами о выделении средств на строительство этих объектов в Могилеве, Барановичах, лабораторного корпуса в Минске. Это не столько правовая, сколько серьезная социальная проблема.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Борода
сообщение 20.12.2005 - 23:05
Сообщение #94


Магистр форума

Группа: Участники
Регистрация: 12.10.2004
Пользователь №: 179


Ах хорошо-то как biggrin.gif , вспомнил комсомольскую юность и газету "Правда". Чуть не прослезился, когда читал про квоту ошибок. Опять вспомнилось это забытое тёплое ощущение того, что мир в порядке. Прямо как при просмотре хорошего старого советсткого фильма. Мне кажется, что подобный "журнализм" является особой формой словестного искусства. Всё же я эмоционально родом из соц. реализма. Ну нравится мне такие тексты читать. Стыдно, но нравится и всё ты тут. Как индийские фильмы про Зиту и Гиту. Ну зачаровывает.

Спасибо VAL_BY за кусочек ностальгии.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Vitalykk
сообщение 21.12.2005 - 19:59
Сообщение #95


Мастер I

Группа: СМЭ
Регистрация: 10.02.2004
Из: Kyiv
Пользователь №: 45


Уважаемый Val_by!
Спасибо конечно за "передовицу". Однако, вспоминая совертские времена - за такой передовицей следовадли оргвыводы, вернее она их предвещала. У Вас руководство будет меняться?
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
VAL_BY
сообщение 22.12.2005 - 01:46
Сообщение #96


Претендент

Группа: Участники
Регистрация: 23.10.2005
Из: Белараша
Пользователь №: 896


МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ
Основные направления, формы и методы международного сотрудничества в области медицинских судебных экспертиз.
27-30 апреля 2003 г. Минск

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ю.А. Гусаков (г. Минск)
Развитие в Беларуси судебной медицины как науки и судебно-медицинской экспертизы как ее практического воплощения можно разделить на несколько основных этапов.
Первый из них охватывает период с конца двадцатых до начала девяностых годов. На его характеристике я не буду подробно останавливаться. Хочу лишь отметить, что к концу восьмидесятых годов прошлого столетия судебно-медицинская экспертиза в Беларуси представляла собой достаточно хорошо организованную систему экспертных учреждений, кафедр и курсов судебной медицины высших учебных заведений. В республике имелось восемь бюро судебно-медицинских экспертиз с тридцатью пятью межрайонными и районными отделениями, входивших в состав местных органов здраво¬охранения, и три кафедры судебной медицины в медицинских институтах. Судебные медики, в целом, успешно справлялись со стоящими перед ними задачами. Признанием заслуг и авторитета белорусских судебных медиков является тот факт, что в период с 1970 по 1990 годы в республике было проведено шесть всесоюзных пленумов и 2-й Всесоюзный съезд судебных медиков (1983г), защищено пять докторских и более десяти кандидатских диссертаций, издано восемь сборников научных работ.
С распадом СССР и сопровождавшими его общественно-политическими и экономическими изменениями стало резко ухудшаться материально-техническое обеспечение экспертных учреждений. В результате к началу 1987 года практически прекратила развиваться сеть районных и межрайонных отделений. Для исправления сложившейся неблагоприятной ситуации был подготовлен и проведен начальный этап реорганизации судебно-медицинской службы. Постановлением Совета Министров от 19 июля 1993 года № 474 служба судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения была преобразована в Государственную судебно-медицинскую экспертизу Республики Беларусь; в Академии милиции МВД Республики Беларусь создан специальный факультет подготовки и переподготовки судебно-медицинских специалистов; при Главном государственном судебно-медицинском эксперте Республики Беларусь начала функционировать экспертно-квалификационная комиссия из числа наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов в области судебной медицины, смежных дисциплин и представителей правоохрани¬тельных органов.
Проведенная реформа сыграла положительную роль в развитии и становлении судебно-медицинской экспертизы. Однако, в связи с тем, что было сохранено подчинение экспертных учреждений местным органам здравоохранения и, обусловленная этим, децентрализация финансирования и управления их деятельностью, она носила половинчатый характер и в силу этого не смогла решить весь комплекс проблем, стоящих перед судебными медиками. В связи с этим, был издан Указ Президента Республики Беларусь «О Государственной службе судебно-медицинской экспертизы при Министерстве здравоохранения» от 28 января 1997 года № 112, согласно которому региональные подразделения судебно-медицинской экспертизы были выведены из подчинения местных органов здравоохранения и подчинены Главному государственному судебно-медицинскому эксперту республики. Это позволило улучшить управление структурными подразделениями Службы, повысить координацию деятельности ее региональных учреждений, устранить административно-территориальный принцип организации их работы и заметно увеличить число районных и межрайонных отделений. Финансирование Службы непосредственно из республиканского
С распадом СССР и сопровождавшими его общественно-политическими и экономическими изменениями стало резко ухудшаться материально-техническое обеспечение экспертных учреждений. В результате к началу 1987 года практически прекратила развиваться сеть районных и межрайонных отделений. Для исправления сложившейся неблагоприятной ситуации был подготовлен и проведен начальный этап реорганизации судебно-медицинской службы. Постановлением Совета Министров от 19 июля 1993 года № 474 служба судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения была преобразована в Государственную судебно-медицинскую экспертизу Республики Беларусь; в Академии милиции МВД Республики Беларусь создан специальный факультет подготовки и переподготовки судебно-медицинских специалистов; при Главном государственном судебно-медицинском эксперте Республики Беларусь начала функционировать экспертно-квалификационная комиссия из числа наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов в области судебной медицины, смежных дисциплин и представителей правоохрани¬тельных органов.
Проведенная реформа сыграла положительную роль в развитии и становлении судебно-медицинской экспертизы. Однако, в связи с тем, что было сохранено подчинение экспертных учреждений местным органам здравоохранения и, обусловленная этим, децентрализация финансирования и управления их деятельностью, она носила половинчатый характер и в силу этого не смогла решить весь комплекс проблем, стоящих перед судебными медиками. В связи с этим, был издан Указ Президента Республики Беларусь «О Государственной службе судебно-медицинской экспертизы при Министерстве здравоохранения» от 28 января 1997 года № 112, согласно которому региональные подразделения судебно-медицинской экспертизы были выведены из подчинения местных органов здравоохранения и подчинены Главному государственному судебно-медицинскому эксперту республики. Это позволило улучшить управление структурными подразделениями Службы, повысить координацию деятельности ее региональных учреждений, устранить административно-территориальный принцип организации их работы и заметно увеличить число районных и межрайонных отделений. Финансирование Службы непосредственно из республиканского бюджета способствовало значительному улучшению ее материально-технического обеспечения. Вместе с тем, возникли противоречия между реально сложившейся практикой деятельности Службы и формально существовавшим ее статусом, вытекающим из нахождения при Министерстве здравоохранения. Это обусловлено, в значи¬тельной степени, большим количеством судебно-медицинских экспертиз по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников. Исходя из этого, в целях создания условий обеспечения независимости экспертной деятельности и повышения ее роли в борьбе с преступностью, Президент Республики Беларусь Указом от 6 ноября 1998 года № 532 создал Белорусскую государственную службу судебно-медицинской экспертизы, подчиненную непосредственно Правительству Республики Беларусь. В дальнейшем, в связи с совершен¬ствованием системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2001 № 808 Белорусская государственная служба судебно-медицинской экспертизы была преобразована в Государственную службу медицинских судебных экспертиз, непосредственно подчиняющуюся Генеральному прокурору Республики Беларусь. На Службу дополнительно возложены функции организации и производства судебно-психиатрических экспертиз, ранее выполнявшихся в учреждениях Министерства здравоохранения, а также контроль качества оказания медицинской помощи населению лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от форм собственности. Следует подчеркнуть, что в процессе преобразования Служба не стала структурным подразделением прокуратуры. Она является самостоятельным государственным учреждением, которое финансируется непосредственно из республиканского бюджета и реализует функцию государственного регулирования в сфере организации, производства, научно-методического и кадрового обеспечения всех видов медицинских судебных экспертиз в Республике Беларусь. Установлено, что Главный государственный судебно-медицинский эксперт Республики Беларусь - начальник Службы назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и по статусу приравнивается к заместителю Генерального прокурора. Наряду с организацией и проведением экспертиз, обеспечением участия специалистов в области судебной медицины в следственных и судебных действиях, Служба:
- определяет приоритетные направления развития судебной медицины и судебной психиатрии в Республике Беларусь, организует проведение, планирование и координацию соответствующих научно- исследовательских работ, в том числе и на межведомственной основе, разрабатывает, осваивает и внедряет в практику новые эффективные методы исследования, осуществляет их официальное утверждение;
- организует обеспечение заинтересованных органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций, учреждений научно- практической информацией в области судебной медицины и судебной химии, организует и проводит совещания, семинары и конференции по этим направлениям;
- проводит в установленном порядке обучение и повышение квалификации специалистов и научно- педагогических кадров, разрабатывает необходимые учебные программы и методические материалы в области судебной медицины и судебной химии;
- проводит аттестацию должностных лиц в качестве руководителей учреждений Службы и аттестацию государственных судебно-медицинских экспертов.
Кроме того, Служба в пределах своей компетенции издает постановления, приказы, инструкции, которые являются обязательными для исполнения организациями, учреждениями, иными юридическими, а также физическими лицами. Служба, в случае необходимости, может принимать совместные решения с республиканскими органами государственного управления. Для обеспечения выполнения поставленных перед Службой задач расширены полномочия Главного государственного судебно-медицинского эксперта Республики Беларусь. Ему подчинены, в организационно-методическом отношении, руководители факультетов и кафедр (курсов) подготовки и повышения квали¬фикации судебно-медицинских специалистов высших учебных заведений, а также Главный судебно-медицинский эксперт Вооруженных Сил Республики Беларусь. Главный государственный судебно-медицинский эксперт наделен правом:
- вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики Беларусь проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Службы;
- утверждать структуру и штатное расписание Центрального аппарата и учреждений Службы;
- определять их штатную численность.
В настоящее время Служба представляет собой единую, четко управляемую систему учреждений, которая включает:
- Центральный аппарат;
- 6 региональных управлений (по количеству областей);
- 62 районных (межрайонных) судебно-медицинских отделения; 5 межрайонных судебно-психиатрических отделений;
- 25 лабораторий, в том числе 7 судебно-химических, 6 медико-криминалистических, 6 судебно-гистологических и 6 судебно-биологических;
- отделение биотрансплантатов;
- Республиканское производственно-коммерческое унитарное предприятие «Белсудмедобеспечение».
Государственная служба медицинских судебных экспертиз имеет штатную численность свыше 3 тысяч 600 сотрудников, развитую сеть областных, районных и межрайонных подраз¬делений (более 100) и является в настоящее время наиболее крупным экспертным учреждением Республики Беларусь.
Структурные подразделения Службы оснащены современными высоко-производительными приборами и аппа¬ратурой; судебно-медицинские морги оборудованы холодиль¬ными камерами, в которых установлены агрегаты импортного производства. Создана локальная компьютерная сеть для оперативной связи между Центральным аппаратом и региональ¬ными управлениями, контроля качества и сроками проводимых экспертиз и своевременного учета статистической информации.
Судебные медики Беларуси выполняют большой, и с каждым годом все возрастающий, объем экспертной работы. Только за прошедший год произведено свыше 200 тысяч различных судебно-медицинских экспертиз. В том числе около 28 тысяч экспертиз трупов, 82 тысяч - живых лиц, 800 - по материалам уголовных дел, более 2200 медико-криминалисти¬ческих и 57 тысяч судебно-
судебно-биологических экспертиз (более 270 тысяч исследова¬ний), в том числе почти 600 генотипо-скопических экспертиз по уголовным и 200 - по гражданским делам. Кроме этого, судебно-медицинские эксперты приняли участие более чем в свыше 6 тысячах выездов совместно с правоохранительными органами на места происшествий и почти в тысяче судебных заседаний. В 2002 году выполнено также свыше 15,5 тысяч психиатрических экспертиз.
Весь объем экспертной работы в Службе осуществляется 430 судебно-медицинскими экспертами (60 из них - судебные химики) и 900 средними и младшими медицинскими работ¬никами. Высшую аттестационную категорию имеют 43 судебно-медицинских эксперта, первую - 72, вторую - 76.
Я позволю себе кратко остановиться на характеристике основных структурных подразделений Центрального аппарата Службы.
Главное управление судебно-медицинских экспертиз.
Основными задачами является обеспечение всех видов судебно-медицинской деятельности в республике, разработка и осуществление мер по развитию и совершенствованию судебно-медицинской науки и практики, подготовка высококвали¬фицированных специалистов в области судебной медицины.
Отдел сложных экспертиз осуществляет производство наиболее сложных судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, в том числе и о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения. В течение года отделом выполняется около 250 экспертиз, из них каждая третья - по профессиональным нарушениям медицинских работников.
Отдел общих экспертиз является основной базой подготовки молодых специалистов, одновременно осуществляет все виды судебно-медицинских экспертиз в г. Минске.
Лаборатория медико-криминалистических и идентификационно-остеологических исследований осуществляет контроль за деятельностью всех медико-криминалистических лабораторий Службы, производство медико-криминалистичес¬ких экспертных исследований: трассологические, отождеств¬ление личности и реконструкцию событий (ситуационная экспертиза), а также постдипломную подготовку специалистов.
Лаборатория оборудована современной цифровой фото- и видеотехникой, компьютеризированными микроскопами, имеет компьютерную базу и специализированное программное обеспечение, самые современные измерительные приборы и инструменты.
Медико-криминалистическими лабораториями Службы в год выполняется более 2200 профильных экспертиз. Из них по поводу причиненных тупыми предметами около 500, острыми -800, огнестрельной травмы - 60. Наиболее сложных экспертиз идентификации личности по костным останкам и кранио-фациальному фотосовмещению производится более 90.
Центральная судебно-химическая лаборатория (ЦСХЛ) осуществляет организационно-методическую работу и контроль за судебно-химической деятельностью Службы, проводит особо сложные первичные, повторные и арбитражные судебно-химические экспертизы, постдипломную подготовку специалистов.
Лаборатория оборудована приборами отечественного («Кристалл 200 М», АЭМС, КФК-2) и импортного производства (Bio-Rad, Varian - USA). В лаборатории применяются скри-нинговые и подтверждающие методы исследования: газовая хроматография, высокоэффективная жидкостная хромато¬графия, УФ-спектрофотометрия, хроматомасс-спектрометрия для идентификации веществ в биологических объектах и их количественного определения, атомно-абсорбционная и атомно-эмиссионная спектрометрия для установления элементного состава веществ и количественного содержания элементов.
ЦСХЛ выполняет более 1800 судебно-химических экспертиз (около 5000 исследований) в год. Оказывает помощь лечебно-профилактическим учреждениям Минздрава республики по вопросам токсикологии.
Центральная судебно-биологическая лаборатория (ЦСБЛ). В ее составе 3 отделения: генотипоскопическое, серо¬логическое, цитологическое.
ЦСБЛ производит повторные судебно-биологические, цитологические и генотипоскопические экспертизы, а также первичные экспертизы для г. Минска и Минской области. Кроме того, оказывает услуги физическим и юридических лицам на хозрасчетной основе; осуществляет контроль за качеством экспертиз, выполняемых региональными управлениями Службы и Центральной военной судебно-медицинской лабораторией; постдипломную подготовку и повышение квалификации специалистов в области судебной биологии.
В год отделениями лаборатории проводится около 600 генотипоскопических экспертиз по уголовным делам (результативность - 95 %), более 160 - по установлению отцовства, до 1000 судебно-биологических и 170 цитологических экспертиз, исследуется около 1700 образцов трупной крови. Введение в эксплуатацию генетического анализатора ДНК ABI PRISM-310 концерна «АР-PLIED Biosistems» позволяет в течение года проводить исследование около 5000 биологических объектов (вероятность до 1015 -10го или 1 человек на 100 миллиардов), а использование при исследовании ДНК метода вертикального электрофореза в денатурирующих полиакриламидных гелях - до 1000 биологических объектов в месяц.
Центральная судебно-гистологическая лаборатория (ЦСГЛ) осуществляет организационно-методическую работу, контроль за качеством всех судебно-гистологических экспертиз, выполняемых в лабораториях областных управлений Службы и Центральной военной судебно-медицинской лаборатории, оказывает консультативную помощь экспертам- гистологам областных управлений, производит особо сложные в диагностическом отношении повторные и комиссионные экспертизы, проводит постдипломную подготовку специалистов.
Современное оборудование фирмы «Leica», которым оснащена лаборатория, позволяет при микроскопическом исследовании использовать широкий спектр гистохимических окрасок и выявлять в тканях важнейшие биохимические вещества, соединения и микрофлору, применять методики иммуногистохимии и иммунофлуоресценции, исследовать препараты методом поляризационной микроскопии.
Силами сотрудников Центральной судебно-гистологической лаборатории службы выполняется до 8000 судебно-медицинских исследований в год.
Служба в соответствии с Указом Президента от 29 января 2001 года № 808 осуществляет производство всех видов судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз: первичных и повторных, амбулаторных и стационарных, заочных и посмертных, комплексных судебных психолого-психиатри¬ческих экспертиз.
В настоящее время в республике впервые сформирована единая система судебно-психиатрических экспертных учреждений, в которую привлечены высококвалифицированные специалисты в области судебной психиатрии и психологии.
14 экспертных судебно-психиатрических отделений 1азмещены в помещениях Службы. Производство стационарных судебно-психиатрических экспертиз осуществляется в Главном правлении судебно-психиатрических экспертиз, расположенном нa территории Республиканской клинической психиатрической больницы «Новинки» (г. Минск); амбулаторных - в специализированных структурных региональных управлениях, которые сходятся в областных и районных центрах республики.
Весь объем экспертной судебно-психиатрической и судебно-психологической работы в Службе (более 15 тысяч экспертиз) выполняется 64 специалистами, в том числе 12 экспертами-психологами.
Успешно развивается разработка и внедрение в судебно-медицинскую практику новых методик исследования. Так, Службой совместно с Государственным экспертно-криминалистическим центром Министерства внутренних дел разработана программа создания автоматизированной идентификационной системы генно-дактилоскопических учетов, которая была одобрена Постановлением Совета Министров 'Республики Беларусь от 29.07.2002 № 1010. Для этих целей приобретен анализатор ДНК (ABI-310), необходимый для создания соответствующего банка данных.
С 1992 г. в Службе функционирует отделение биотрансплантатов, которое действует в соответствии с Законом Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека», нормативных актов Правительства, Министерства Здравоохранения и Службы. К его компетенции относится забор, стерилизация, паспортизация донорских тканей, изготовление, консервирование и хранение биологических препаратов, а также разработка новых высокоэффективных технологий, подготовка переподготовка соответствующих специалистов.
Отделение поставляет более сорока видов различных 1иопрепаратов (кожа, глазные яблоки, хрящевая ткань, кости и х фрагменты, суставы, сосуды и др.) 27 лечебно-профилактическим учреждениям и заготавливает в год около 1300 единиц биотрансплантатов.
В целях усовершенствования этого вида деятельности, разработки и внедрения новых биотехнологий Службой заключен договор о сотрудничестве с Немецким институтом трансплантации клеток, тканей и их заменителей (ФРГ).
Республиканское производственно-коммерческое унитар¬ное предприятие «Белсудмедобеспечение» создано в 2000 г. согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь в целях улучшения материально-технического обеспечения Службы. РУП является структурным подразделе¬нием Службы и включает в себя центральный аппарат и пять областных филиалов (Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский и Могилевский) с 47 отделениями и общим числом работающих свыше 130 человек.
Основной вид деятельности - оказание населению рес¬публики и иностранным гражданам платных ритуальных услуг медицинского и немедицинского характера, торговля ритуаль¬ными товарами. Сопутствующие - издательская деятельность (издание официальной, научной, научно-производственной и справочной литературы) и обеспечение экспертных учреждений Службы медицинским инструментарием и оборудованием.
Запланировано создание собственной производственной базы, освоение таких видов услуг как аналитические исследо¬вания для дальнейшей сертификации и стандартизации сырья и материалов, а также изготовляемых из них продуктов и изделий, консультативная деятельность в пределах компетенции Службы и др.
Для рассмотрения важнейших вопросов своей деятельности в Службе образована коллегия. Приказом начальника Службы создана экспертно-квалификационная комиссия (ЭКК).
В работе коллегии и ЭКК принимают участие наиболее опытные и высококвалифицированные специалисты Службы и представители правоохранительных органов республики.
В компетенцию экспертно-квалификационной комиссии входит:
определение пригодности специалиста к самостоятельному проведению экспертиз и присвоение ему квалификации государственного медицинского судебного эксперта;
- оценка уровня подготовки специалиста и присвоение (лишение или снижение) ему квалификационной категории;
обсуждение кандидатур для рекомендации их ученым советам вузов в качестве профессорско-преподавательского состава факультетов, кафедр (курсов) судебной медицины;
- рецензирование научно-исследовательских и методических разработок (с дачей заключений на внедрение), диссертаций, монографий и учебников.
В рамках международного сотрудничества Государствен¬ной службой медицинских судебных экспертиз Республики Беларусь заключен ряд двусторонних договоров в области научно-исследовательской, организационно-методической и практической деятельности, в том числе с судебно-медицин¬скими службами Российской Федерации и Республики Литва, Немецким институтом трансплантации клеток, тканей и их заменителей (ФРГ), подписаны протоколы о намерениях с Международной Ассоциацией «Судебные медики Сибири» и Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа, налажи¬ваются деловые контакты с Государственным центром социаль¬ной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (Россия).
По приглашению правительства Югославии специалисты Службы в составе международной группы экспертов принимали участие в судебно-медицинском обеспечении расследования преступлений против мирного населения в Косово и Метохии. Сотрудники генотипоскопического отделения Службы по просьбе руководства Института судебной медицины Литвы участвовали в создании в нем аналогичного отделения.
На базе Службы проведен Международный обучающий семинар по проблемам психологической экспертизы в уголовном процессе (2000 г.), проходят профессиональную подготовку зарубежные судебно-медицинские эксперты, в частности, республик Литвы и Грузии.
Под эгидой Прокуратуры республики Службой организован и проведен в г. Витебске (2002 г.) Международный семинар по обмену опытом работы и сотрудничеству в области экспертного обеспечения деятельности правоохранительных органов, в котором приняли участие представители экспертных учреждений Германии, Литвы, Молдавии, России, Украины.
В этом же году руководители Службы приняли участие в совещании главных судебно-медицинских экспертов Российской федерации в Москве.
Несколько слов о подготовке и повышению квалификации судебно-медицинских специалистов. Эта проблема приобретает в настоящее время еще большую актуальность в связи с резким дефицитом судебных психиатров (45 % от потребности). Сущест¬вовавший с 1993 г. до марта 2002 г. специальный факультет подготовки и переподготовки судебно-медицинских специалистов Академии МВД Республики Беларусь сыграл большую положительную роль на стадии зарождения и становления нашей Службы в Республике Беларусь. За этот период было подготовлено 246 молодых специалистов, повысили квалификацию 544 врача судебно-медицинских эксперта и 348 средних медицинских работников. Однако подготовка в рамках Академии МВД врачей судебно-медицинских экспертов, врачей психиатров, судебных психологов просто невозможна.
Наличие в Службе собственной, хорошо оснащенной материально-технической базы, достаточного количества высококвалифицированных специалистов, имеющих значительный опыт педагогической работы, позволяют, вполне обоснованно, ставить вопрос о создании собственного Центра подготовки и повышения квалификации специалистов в области судебной медицины и судебной психиатрии, а также и приобретающей все большее значение судебной стоматологии.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Борода
сообщение 22.12.2005 - 13:17
Сообщение #97


Магистр форума

Группа: Участники
Регистрация: 12.10.2004
Пользователь №: 179


Сейчас попробовал мысленно продатировать этот текст. Такой текст мог быть создан в России самое позднее в середине, ну максимум в конце 80-х годов. Потом колесо истории повернулось. Получается разница в состояниях стран лет в 15.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
FILIN
сообщение 22.12.2005 - 17:39
Сообщение #98


ГУРУ ФСМ
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 22.08.2004
Из: Владимирская губерния
Пользователь №: 116


Цитата
Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2001 № 808 Белорусская государственная служба судебно-медицинской экспертизы была преобразована в Государственную службу медицинских судебных экспертиз, непосредственно подчиняющуюся Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Наконец-то. ТО что я пытался (безуспешно) у коллег из Беларуси пару месяцев назад.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
VAL_BY
сообщение 22.12.2005 - 21:56
Сообщение #99


Претендент

Группа: Участники
Регистрация: 23.10.2005
Из: Белараша
Пользователь №: 896


МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ
Основные направления, формы и методы международного сотрудничества в области медицинских судебных экспертиз.
27-30 апреля 2003 г. Минск

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СУДЕБНЫХ МЕДИКОВ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И БЕЛАРУСИ
В.В. Хохлов (г. Смоленск)
Я в Белоруссии являюсь, наверное, самым частым гостем. О наших формах взаимодействия. То, что есть лучшее в России, мы стараемся донести до своих белорусских коллег. То, что есть лучшее в Белоруссии, мы берем для себя. Это касается и научной деятельности, и подготовки кадров. Я являюсь заведующим кафедрой судебной медицины Смоленского университета и имею опыт подготовки как студентов, так и последипломной подготовки, которая осуществляется через интернатуру (1 год) и ординатуру (2 года). Я думаю, это не менее эффективно, чем 4 года подготовки в Швейцарии.
После подготовки и прохождения в течение 5 лет сертификационно-квалификационного цикла, который проводим мы сами, обучающийся сдает очень строгий экзамен, который состоит из трех базовых элементов, компьютерный тестовый контроль, собеседование и прием практических навыков. Без этого сертификата специалист не имеет права работать. В дальнейшем он проходит аттестацию и получает квалификаци¬онную категорию от первой до высшей.
Достижения наши по сравнению с Белоруссией, в организационном плане очень скромны. И если мой друг, Юрий Гусаков, спросит меня, как мы отстали от Беларуси, я отвечу - навсегда.
Мой доклад о сопоставлении нашей службы с белорусской. В России 89 региональных бюро, одно из них - Смоленское. В области 1 млн. человек населения. В Смоленской области 8 представительств в районах. Часть районов прилегает к Белоруссии.
Бюро имеет двойное подчинение. Министерству здравоохранения через республиканский центр судебно-медицинской экспертизы и местному органу управления. Есть руководитель, его заместители и самые необходимые отделы, в соответствии с теми объектами, которые исследуются судебно-медицинскими экспертами.
Мы хотим открыть еще ряд отделений, которые уже есть в Белоруссии: судебно-бактериологическое, отделение новых технологий и др. Все эти экспертизы проводят специалисты. Рост штатов связан с ростом количества экспертиз. Имеется потребность в производственных площадях. Интересен 1998 год. Это последствия борьбы с алкоголизмом, что принесло определенный успех.
61 % экспертиз - насильственная смерть, 32 % - ненасильственная. Причины смертности в Смоленской области: больше половины - сердечно-сосудистые заболевания, большой удельный вес - травмы и отравления. Смертность в России 19,9 °/00 на 1000 населения. Рождаемость - 7,3 °/00 Речь идет не о естественном приросте, а о парадоксальной убыли населения. В России серьезный демографический кризис.
Количество всех видов экспертиз возрастает во всех структурных подразделениях. В бюро осуществляются и платные услуги, которые составляют 10 % всех средств, выделяемых на содержание структуры. Эти средства складываются из оплаты за производство судебно-медицинских экспертиз из других регионов, за оказание платных медицинских ритуальных услуг, за освидетельствование пострадавших в конфликтах на бытовой почве. Это составило за прошлый год 10000 долларов США…
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
FILIN
сообщение 22.12.2005 - 22:12
Сообщение #100


ГУРУ ФСМ
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 22.08.2004
Из: Владимирская губерния
Пользователь №: 116


Что только Вова не скажет, что бы печатать свои творения в Беларуси.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Борода
сообщение 23.12.2005 - 01:02
Сообщение #101


Магистр форума

Группа: Участники
Регистрация: 12.10.2004
Пользователь №: 179


Цитата
И если мой друг, Юрий Гусаков, спросит меня, как мы отстали от Беларуси, я отвечу - навсегда.
Ну и оставался бы в Беларуси если так жить и работать.
Швейцарию бедную опять же приголубил, так сказать выполнил местный социальный заказ, заклеймил проклятый Запад.

Х. руководство продаётся однако не из-за того, что там блистательные работы белорусских учёных приведены, а потому, что он банально Запад и по его мнению "отставшую навсегда Россию" "интеллектуально обсосал".

Интересно будут ли в белорусском издании х. руководства, в добром старом стиле, имена иностранных авторов заменены на местные? biggrin.gif
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
йцук
сообщение 23.12.2005 - 11:09
Сообщение #102


Маэстро форума

Группа: СМЭ
Регистрация: 18.11.2005
Пользователь №: 970


А суды там, случаем, не являются ли подразделением прокуратуры? Очень было бы удобно для генпрокурора.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
FILIN
сообщение 23.12.2005 - 17:19
Сообщение #103


ГУРУ ФСМ
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 22.08.2004
Из: Владимирская губерния
Пользователь №: 116


Цитата
А суды там, случаем, не являются ли подразделением прокуратуры

Это было бы кардинальным решением многих проблем; причем независимость судов, разумеется, не пострадала бы.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
VAL_BY
сообщение 24.12.2005 - 02:45
Сообщение #104


Претендент

Группа: Участники
Регистрация: 23.10.2005
Из: Белараша
Пользователь №: 896


МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ
Основные направления,
формы и методы
международного
сотрудничества в области
медицинских судебных
экспертиз
27-30 апреля 2003 г. Минск

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ СИСТЕМА В ШВЕЙЦАРИИ И
ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ
СЛУЖБЫ В ЕВРОПЕ
Вальтер Бер (Швейцария)

Швейцария находится в центре Европы. Это федеральная республика, имеющая 23 кантона, каждый со своим законодательством. Тем не менее, это единая страна. У нас более 7 миллионов жителей, мы говорим на 4-х языках, у нас шесть основных институтов судебной медицины и они подчиняются университету.
Два больших института находятся в Лозанне, один институт в Берне, один в Базеле. Мы поддерживаем связи друг с другом, также с полицией и судебными органами. Главные отделы институтов - отдел клинической медицины и отдел патологии. Что касается патологии - это отделы насильственной и ненасильственной смерти. Имеются отделы экспертиз живых лиц и идентификации личности. Отдел клинической медицины хорошо развивается, его основные функции - это помощь судебным органам в судебных разбирательствах, что касается определения жертв сексуального насилия и отравления лекарственными препаратами. Другие направления - это тюремная медицина, трудовые программы для заключенных. Успешно развивается судебная генетика благодаря совершенствованию техники определения отцовства, основные исследования в этой области - анализ пятен. Другой большой отдел - отдел судебной химии и токсикологии, который связан с анализом наркотических веществ в крови и других биологических объектах.
Сотрудники института - это биологи, химики и специалисты общего профиля. Мы опираемся на усилия судебной медицины, таким образом, институт имеет хороший доход по заказам университета и различных служб. Мы привлекаем специалистов из других областей медицины. Это очень гибкая структура и она предоставляет нам много возможностей.
Система обучения судебной медицине в Швейцарии. На первом этапе студенты обучаются медицине в течение 5-6 лет. Если они хотят специализироваться в области судебной медицины, они продолжают учиться еще 5 лет. Первый год - это теоретические знания, следующие четыре года - это изучение специфики судебной медицины. На это у нас отводится больше времени, чем в вашей стране. Затем они проходят специализацию - не более одного года. Мы считаем очень важным, если кто-то из них занимается серьезными научными исследованиями. Чтобы стать хорошим специалистом, нужны теоретические знания. Но в течение этих четырех лет они изучают 65 дисциплины, и успешный кандидат сдает от 50 до 75 тестов. Он должен сделать от 100 до 650 вскрытий. Другой важный раздел - обследование жертвы, проведение экспертизы на наличие алкоголя в крови.
Мы считаем очень важным, чтобы медицинские эксперты занимались токсикологической экспертизой. Они обязаны это делать самостоятельно, а также должны участвовать в экспертизе по определению отцовства и знать, как она проводится, как делать анализ пятен. Эксперт должен уметь составить письменное заключение с указанием причин наступления смерти, установления механизма образования и характера повреждений.
Последний экзамен продолжается весь день. Утром кандидат должен сделать вскрытие, дать свое заключение, в обед он должен дать ответ по поводу двух клинических судебно-медицинских случаев, еще он должен дать ответы на вопросы токсикологической экспертизы.
Теперь несколько замечаний о гармонизации судебной медицины в Европе. Существует Европейский совет по судебной медицине. Он был образован в 1993 году. Это официальный орган, который фактически руководит судебной медициной Европы. Его деятельность касается научных, образовательных и других вопросов. Очень важно, чтобы люди в сфере судебной экспертизы были очень квалифицированными специалистами. Не все страны-участницы являются членами Европейского союза, есть страны наблюдатели, например, Чехия, Турция. И если Беларусь будет заинтересована в этом, мы обсудим вопрос о подключении Беларуси в качестве наблюдателя.
Мы выпустили большое количество различных нормативных документов, например, по развитию последипломного образования. Издан также документ по регламентации вопросов судебно-медицинской экспертизы трупов, это первый такой документ в Европейском союзе. Были созданы специальные рекомендации по вопросам судебной медицины для всех стран-участниц. Очень важно, что для всех существуют единые стандарты. Следующий документ касается программы последипломного образования. Не во всех странах есть система такого образования в области судебной медицины, например, во Франции ее нет.
Программа последипломного образования является очень важной для развития судебной медицины. Проблема заключается в том, чтобы специалисты судебного образования имели возможность самостоятельного производства экспертизы, имели знания и опыт, чтобы они имели все возможности для производства экспертизы. Многие врачи считают, что они умеют провести анализы вещественных доказательств, но это не значит, что они хорошие судебные эксперты. Необходимо специализированное обучение, чтобы они владели всеми вопросами судебной медицины. Мы понимаем, что судебная медицина-это очень широкое поле деятельности. Потом можно специализироваться в судебной генетике, химии, биологии, но все эксперты должны иметь хорошую базовую подготовку.
Чтобы достичь профессионализма, необходимо выработать определенные навыки. Нужно, чтобы кандидат провел вскрытие ни один раз, необходим опыт и навыки техники вскрытия. Изучаются методы лабораторной диагностики при изучении материалов патологии в естественных условиях, методов анализов пятен и гистологических исследований и других методов. Может быть, один специалист не в состоянии владеть всеми этими методами, но он должен знать об их существовании и использовать тот метод, который подходит в конкретной ситуации. Очень важно личное присутствие на месте совершения преступления, а также участие в работе группы при расследовании общей картины совершения преступления, для реконструкции событий происшедшего инцидента, знание медицинской судебной криминалистики в области определения, сбора и хранения материалов и вещественных доказательств, образцов тканей. Важно подробное описание и учет всех болезненных и травматических изменений и их последствий, как у живого человека, так и у трупа, с учетом возраста, включая случаи отравления, сексуального насилия, посттравматического стресса, с учетом оценки механизма травмы, возможных причин и обстоятельств смерти.
Специалист судебной медицины должен знать механизм интоксикации, давать клиническую лабораторную оценку наличия и степени интоксикации у живого человека и трупа. Он должен уметь работать с образцами лабораторных исследований, с лабораторной техникой. В настоящее время важно иметь знания по генетике, включая серологические исследования, технику определения ДНК в качестве прикладной сферы судебной медицины, включая случаи установления отцовства.
Необходимо владение навыками проведения процедуры идентификации личности, которая включает элементы судебной антропологии. Это важно в случае катастроф.
Медицинский эксперт должен обладать подробными знаниями своего юридического статуса с учетом знания законодательства в этой области. Важно обучать этому студентов. Важно умение составлять заключения судебно-медицинской экспертизы для структур органов власти. В них должна содержаться подробная информация, касающаяся полученных исследований, включая полный комментарий, который дает возможность сделать научно-обоснованное заключение. Есть наша страница в Интернете, там вы можете найти все документы Европейского совета и все то, о чем я здесь говорил.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Andrey
сообщение 24.12.2005 - 10:36
Сообщение #105


санитар леса

Группа: СМЭ
Регистрация: 24.11.2003
Пользователь №: 18


Уважаемый VAL_BY
А в чем смысл выкладывания столь длинных статей без каких-либо комментариев?

Мне, честно говоря, лень читать такие длинные посты, поскольку я не понимаю цели, для чего, собственно, я должен это делать.

Выхватив взглядом несколько строк я вижу, что не очень хорошо понимаю суконный язык передовиц. Возможно не только я. Возможно именно этим и обусловлена справедливая критика.

Хотите я такие же статьи про российскую судебную медицину сюда тисну. И будем меряться пис... эпистолярным мастерством заказухи (а она везде и в России и в Штатах и в Европе и в Азии примерно одинакова).

Вы бы свои комменты добавили. Живое слово, пусть и не столь гладкое... оно все же ближе... мне по крайней мере.
На крайний случай выкладывайте текст в виде архивов, а в посте давайте только тезисы - все больше вероятности, что прочтут wink.gif
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием

9 страниц V « < 5 6 7 8 9 >



- Обратная связь Сейчас: 8.05.2025 - 16:58