Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Форум судебных медиков России
 
>

Назначение судебно-химической экспертизы в ХТЛ

>
Nerazzurri
сообщение 30.10.2020 - 08:20
Сообщение #1


Опытный участник

Группа: Химики-аналитики
Регистрация: 16.08.2016
Пользователь №: 44 296


Добрый день. Собственно вопрос следующий: может ли судья назначить проведение судебно-химической экспертизы в химико-токсикологическую лабораторию наркодиспансера? Лицензии на СМЭ у учреждения, разумеется, нет. Если да, то как должно выглядеть определение суда, и если нет, то почему. Заранее спасибо.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
alexlp
сообщение 30.10.2020 - 10:11
Сообщение #2


Мастер II

Группа: СМЭ
Регистрация: 14.06.2008
Пользователь №: 8 835


Цитата(Nerazzurri @ 30.10.2020 - 10:20)
Добрый день. Собственно вопрос следующий: может ли судья назначить проведение судебно-химической экспертизы в химико-токсикологическую лабораторию наркодиспансера? Лицензии на СМЭ у учреждения, разумеется, нет. Если да, то как должно выглядеть определение суда, и если нет, то почему. Заранее спасибо.

Вы не уточнили по какому делу назначается экспертиза. Поэтому привожу нормы КОАП, аналогичные нормы Вы найдете в УПК, ГПК, АПК:
КоАП РФ Статья 25.9. Эксперт

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
2. Эксперт обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
5. Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

КоАП РФ Статья 26.4. Экспертиза

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
2. В определении указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Так же рекомендую изучить 73ФЗ.

Сообщение отредактировал alexlp - 30.10.2020 - 10:13
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Nerazzurri
сообщение 30.10.2020 - 10:37
Сообщение #3


Опытный участник

Группа: Химики-аналитики
Регистрация: 16.08.2016
Пользователь №: 44 296


Административное дело по 12.8 ч.1 КоАП. Это были наши же ХТИ, судья вместо повторных ХТИ решил назначить нам же судебно-химическую экспертизу контрольного образца. Производство экспертизы поручено не конкретному лицу, а организации. Причем "с указанием массовой концентрации обнаруженного вещества (средства) в биологическом объекте, выраженной в единицах измерения: мкг на мл, мкг на грамм, мг на мл и т.д. напечатанном на бумажном носителе", то есть заявив заведомо невыполнимые требования по веществам 1 списка 681 поставновления.

Сообщение отредактировал Nerazzurri - 30.10.2020 - 10:37
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
alexlp
сообщение 30.10.2020 - 11:14
Сообщение #4


Мастер II

Группа: СМЭ
Регистрация: 14.06.2008
Пользователь №: 8 835


Цитата(Nerazzurri @ 30.10.2020 - 12:37)
Административное дело по 12.8 ч.1 КоАП. Это были наши же ХТИ, судья вместо повторных ХТИ решил назначить нам же судебно-химическую экспертизу контрольного образца. Производство экспертизы поручено не конкретному лицу, а организации. Причем "с указанием массовой концентрации обнаруженного вещества (средства) в биологическом объекте, выраженной в единицах измерения: мкг на мл, мкг на грамм, мг на мл и т.д. напечатанном на бумажном носителе", то есть заявив заведомо невыполнимые требования по веществам 1 списка 681 поставновления.


Полагаю, что Суд обосновано вынес определение о назначении экспертизы.
Вот некоторые прложения 73ФЗ:

Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами

ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 41 настоящего Федерального закона

В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.



Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12123142/6f6a564ac5d.../#ixzz6cL92opYW

Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Руководитель обязан:

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.



Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12123142/888134b28b1.../#ixzz6cL9SFrLh

Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Руководитель вправе:

возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
....


Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12123142/36bfb7176e3.../#ixzz6cL9fxuLR

Статья 16. Обязанности эксперта

ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Эксперт обязан:

принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе:

принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.



Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12123142/7a58987b486.../#ixzz6cL9xAScO
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Nerazzurri
сообщение 30.10.2020 - 11:20
Сообщение #5


Опытный участник

Группа: Химики-аналитики
Регистрация: 16.08.2016
Пользователь №: 44 296


Спасибо. Значит ли это, что в соответствии со статьей 15 учреждение может отказаться от выполнения экспертизы сославшись на отсутствие в РФ ГСО а-ПВП; а так же отсутствие лицензии на оборот веществ 1 списка?

Сообщение отредактировал Nerazzurri - 30.10.2020 - 11:21
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
alexlp
сообщение 30.10.2020 - 11:47
Сообщение #6


Мастер II

Группа: СМЭ
Регистрация: 14.06.2008
Пользователь №: 8 835


Цитата(Nerazzurri @ 30.10.2020 - 13:20)
Спасибо. Значит ли это, что в соответствии со статьей 15 учреждение может отказаться от выполнения экспертизы сославшись на отсутствие в РФ ГСО а-ПВП; а так же отсутствие лицензии на оборот веществ 1 списка?

ИМХО: На этом основании вы можете обоснованно отказаться только в части количественного определения.
Однако, учитывая, что Производство судебно-медицинской (судебно-химической, химико-токсикологической) экспертизы (исследования) вещественных доказательств и исследование биологических объектов относится к лицензируемому виду мед.деятельности (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 01.08.2020) "О лицензировании медицинской деятельности...), попробуйте этим обосновать отказ от производства всей экспертизы.

Сообщение отредактировал alexlp - 30.10.2020 - 11:47
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Nerazzurri
сообщение 30.10.2020 - 11:50
Сообщение #7


Опытный участник

Группа: Химики-аналитики
Регистрация: 16.08.2016
Пользователь №: 44 296


Спасибо, будем пробовать.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
alexlp
сообщение 30.10.2020 - 11:50
Сообщение #8


Мастер II

Группа: СМЭ
Регистрация: 14.06.2008
Пользователь №: 8 835


Цитата(Nerazzurri @ 30.10.2020 - 12:37)
Причем "с указанием массовой концентрации обнаруженного вещества (средства) в биологическом объекте, выраженной в единицах измерения: мкг на мл, мкг на грамм, мг на мл и т.д. напечатанном на бумажном носителе", то есть заявив заведомо невыполнимые требования по веществам 1 списка 681 постановления.

Ну это требование вполне выполнимо даже по ПВП используя метод ИХА, как разъяснил наш главный внештатный...
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Nerazzurri
сообщение 30.10.2020 - 11:51
Сообщение #9


Опытный участник

Группа: Химики-аналитики
Регистрация: 16.08.2016
Пользователь №: 44 296


Цитата(alexlp @ 30.10.2020 - 12:50)
Ну это требование вполне выполнимо даже по ПВП используя метод ИХА, как разъяснил наш главный внештатный...


Боюсь, что для крови этот метод мало реализуем на практике, хотя мы и пытались.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием




- Обратная связь Сейчас: 30.04.2024 - 10:21