Цитата(sopiens @ 14.10.2009 - 00:20)
Да уж.
ИМХО, что касается пункта 2.6, во-первых он отнсится к экспертизам, а во-вторых к разделу 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО - МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
УПК теперь новый, наверное и раздел 2 надо "подмять" под новый.
Небольшое отступление (тут намедни с непонятливым следователем сцепился), если позволите. По УПК опознание (в том числе и трупа) - процессуальное действие и может осуществляться только в рамках УД, а у нас 90% опозниний участковый проводит без всяких возбуждений.
И я не писал им, но на словах всегда ориентировал их на сроки экспертизы. Особенно, когда вопросов про наркоту понаставят, сразу говорю, что однозначно больше месяца ждать.
Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (ФЗ «О ГСЭД РФ»)» . Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации . Возникающие жалобы в отношении «затягивания» сроков производства экспертиз, обусловили необходимость нормативного обоснования длительности производства разных видов экспертиз, проводимых в Российской Федерации.
Известно, что согласно абз. 5 ст. 14 ФЗ «О ГСЭД РФ» руководитель обязан обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, а согласно п. 3 абз. 6 ст. 15 ФЗ «О ГСЭД РФ» руководитель вправе требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Срок производства экспертиз определяется законами (кодексами), подзаконными нормативными правовыми актами в зависимости от конкретных видов экспертиз, объема исследований и иных специальных условий. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления экспертизы в экспертное подразделение по день подписания руководителем сопроводительного письма к заключению эксперта.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации не устанавливает сроки производства экспертиз. Таможенный кодекс РФ (п. 4 ст. 378 ТК РФ) устанавливает предельные сроки проведения экспертизы, причем срок проведения экспертизы не должен превышать:
- сроки временного хранения (2 месяца, может быть продлен таможенным органом по мотивированному запросу заинтересованного лица до 4 месяцев), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
- шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
- один год - в иных случаях.
Срок производства экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях (СЭУ) системы Министерства юстиции Российской Федерации нормативно не закреплен. Так, согласно п. 8 Инструкции руководитель СЭУ оформляет поручение в письменной форме с определением сроков производства экспертизы.
Срок производства экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (ЭКП) не превышает, как правило, 15 суток.
Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.
Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы .
В случаях судебно-психиатрической экспертизы общий срок производства амбулаторной экспертизы не должен превышать 20 дней с момента поступления в комиссию постановления о назначении экспертизы со всеми необходимыми материалами до дня направления акта амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и материалов дела лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, суду.
Срок производства экспертизы приостанавливается в случае заявления экспертами письменного ходатайства о предоставлении дополнительных материалов и возобновляется с момента получения указанных материалов .
В то же время согласно п. 18 Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений сроки пребывания лица, направленного на экспертизу, в психиатрическом стационаре (стационарном отделении) определяются, а продление этих сроков производится в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О ГСЭД РФ». Общий срок пребывания лица, направленного на экспертизу, в психиатрическом стационаре (стационарном отделении) при производстве одной экспертизы не может превышать 90 дней.
Срок производства судебно-медицинских экспертиз в РФ также нормативно не определен. Так, инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы определяет работу врача - судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа на месте его обнаружения, а также проведение экспертных исследований живых лиц, трупов и различных объектов в учреждениях судебно-медицинской экспертизы в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О ГСЭД РФ» и «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1, но в то же время не содержит каких-либо указаний на сроки производства судебно-медицинских экспертиз.
Косвенно о сроках производства судебно-медицинских экспертиз можно судить, исходя из требований статьи 30 ФЗ «О ГСЭД РФ», согласно которой «лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.
В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней. В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней».
Законодатель не устанавливает точный срок, в течение которого после получения постановления о назначении экспертизы руководитель государственного судебно-экспертного учреждения должен поручить проведение экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов. Такое решение должно быть принято в разумный срок, без излишних отлагательств, сразу после того, как руководитель учреждения, ознакомившись с постановлением, убедится, что в экспертном учреждении имеется материально-техническая база, эксперт необходимой специальности и условия для проведения конкретной экспертизы. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД Российской Федерации, например, требует рассмотрения поступивших постановлений о назначении экспертизы в течение суток . Указанные выше обстоятельства делают актуальным рассмотрение вопроса процессуального закрепления сроков проведения экспертиз.
Цитата(sopiens @ 13.10.2009 - 23:30)
Кроме письма, котрое уже упоминали уважаемые коллеги, официальных документов на этот счёт не было.
Если немного разобраться. Департамент рекомендовал руководствоваться следующими положениями 694-го: 1. Инструкция о производстве экспертизы,
2. Положения о бюро судебно - медицинской экспертизы,
3. Другие нормативные акты по судебно-медицинской экспертизе.
Пункт 1-й сейчас, более-менее успешно, выполняет приказ № 161. А вот пункты 2 и 3 на данный момент заменить нечем. И поскольку все Бюро СМЭ не расформировали, то хоть чем-то они должны руководствоваться.
Определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N ГКПИ03-84
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2003 г. N КАС03-135 настоящее определение оставлено без изменения
Судья Верховного Суда Российской Федерации Р., ознакомившись с жалобой В. о признании незаконным письма Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл, установил:
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанной жалобой, ссылаясь на то, что действия руководителя департамента Министерства здравоохранения РФ К., связанные с изданием оспариваемого письма от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл, нарушают его права, в связи с чем, заявитель просит обязать Минздрав РФ отменить данное письмо.
Нахожу, что жалоба В. подлежит возвращению в связи с неподсудностью ее данному суду.
Статьей 27 ГПК РФ определена подсудность Верховному Суду РФ гражданских дел по первой инстанции. В частности, Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Оспариваемое заявителем письмо Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл таковым не является.
Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.
Из содержания жалобы следует, что оспариваемое письмо Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл государственную регистрацию в Минюсте России не проходил и в установленном порядке опубликован не был.
В силу ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 данного Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Поскольку отсутствует специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду РФ заявлений с требованиями, аналогичными заявленным В. и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, определил:
возвратить В. жалобу о признании незаконным письма Министерства здравоохранения РФ от 13 сентября 2000 г. N 10-2/1597сл в связи с неподсудностью жалобы Верховному Суду РФ.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение десяти дней.