Уважаемые господа!
Да здравствует кризис в судебно-медицинской службе РФ и Украины!!!
Ибо, что есть кризис? - это по своему определению ПЕРЕЛОМ, коренное изменение направление развития процесса. В нашем с Вами случае изменение с минуса на плюс.
Не следует отличать кризис от стагнацией или глубокого пике. Кризис есть пробуждение или выход из пике.
Я не специалист по ситемным кризисам и вопросам управления, однако хотел бы вставить и свои "пять копеек".
1. Если Вы считаете, что в СМ службе РФ наступил кризис, то я Вас с этим поздравляю. Это всидетельствует о том, что если Вы еще не потянули штурвал на себя, то уж точно взялись за него. Бог Вам в помощь!
Какие вопросы стоят перед службой, которая входит в кризис и в службе есть капитаны, готовые потянуть штурвал на себя?
1. Финансирование.
2. Кадры
Ибо "Дайте мне точку опоры (фмнансирование) и я при помощи рычага (кадров) переверну мир". Естественно, что это очень упрощенно, но надо перед началом процесса четко представлять цели и средства, а самое главное их соотношения.
Цели?
Попробуйте сформулировать какой Вы хотите видеть службу? Ответ типа "вывести из кризиса" = "пойди туда не знаю куда". Какой Вы хотите видеть службу после выхода из кризиса? ИМХО состоЯние службы должно гармонировать с состоянием общества в котором она работает. Если вы захотите после кризиса жить и работать как например сотрудники газпрома, то это утопия. Лично мне внушает опасение такое состояние, когда эксперт получает около 800 у.е. в месяц при среднем доходе населения в 50 у.е., уж больно сильный дисонанс. Служба должна быть ГАРМОНИЧНО встроена в систему государства и, естественно, не быть на задворках как теперь, и по финансированию и по кадровому обеспечению.
Теперь о финансировании.
Где взять деньги? Часто слышу на форуме и от коллег, что для проведения реформирования службы надо не так и много денег. А сколько это"не так и много"? Давайте подсчитаем. Для примера возьмем нормы советской поры. На 110000 населения выделялась одна ставка эксперта, это в районе + лаборатория + администрация + хоз служба, итого приблизительно 2 ставки на 110 тыс. организмов. + Лаборанты, санитары. При зарплате 300 у.е эксперту и 200 у.е. санитару и лаборанту на на 110 тыс душ надо выделить 300Х2+200Х4 (ибо я считаю, что на одного эксперта должно быть никак не меньше 2-х санитаров и 2-х лаборантов) = 1400 у.е. в месяц только фонд зарплаты. 110 тыс. населения - это среднеький район. Бюджет района утверждается на год, следовательно на год службе в районе надо не меньше 1400Х12=16800 у.е. в год только на зарплату + помещение + транспорт + реактивы + оборудывание + компьютер + интерненет и трафик на ФСМ
+ финансирование дальнейшего развития + финансирование подготовки кадров = ??? Даже не берусь вычислить в какую сумму обойдется содержание службы среднестатистическому району РФ или Украины. Предположим, что удалось вычислить сумму, необходимую для поддержания и развития службы в районе на финансовый год, угадайте с одного раза, куда Вас пошлют в райадминистрации с Вашими выкладками... Угадали? Тогда у меня следующий вопрос - А почему так? Мой ответ - потому, что в районе (области, стране) руководство не представляет чем мы занимаемся и степень значимости нашей работы для района (области, страны). Для них это простой трупооборот организмов в природе не более, а то и менее
.
Теперь опять немного уйду в сторону. Почему сложилось такое положение? Потому, что мы относимся к здравоохранению и следовательно "бесплатны". Мы все работаем по совковому принципу "партия сказала НАДО, комсомол ответил ЕСТЬ". Мир вокруг нас изменился со времен Приказов МЗ СССР №№1208 и 694 очень сильно, а финансовый мир до неузнаваемости. Медицина, и СМ служба оказались вне финансовых магистралей государства. Возле "краника" открывающего и закрывающего ручеек финансирования службы сидит чиновник, который слабо представляет куда и зачем текут деньги из здравоохранения и его основная задача перекрыть этот ручеек настолько насколько возможно. И в этом не его вина. Просто это его ЗАДАЧА. Так будет всегда в рамках той системы где мы ПОКА работаем.
Финансирование традиционно воспринимается как выделение средств из общей копилки - бюджета, хотя все помнят и про другую сторону этого процесса - зарабатываение денег. Теперь предствьте, что вы с этим счетом (16800 у.е.) прийдете не в райадминистрацию, а в прокуратуру или райотдел. Дадут? Конечно нет, но и посылать Вас не будут, т.е. отнесутся с пониманием. Это первый шаг - найти понимание. Мы нашли союзника в нашей борьбе за правое дело!!! Союзник временный, но очень важный. Следующий шаг - арифметика. Тут моих познаний не хватит для ответа на один простой вопрос: сколько стоит вскрытие или освидетельствование без всяких гистологий и биологий? Сколько стоит наша РУТИНА. Это важно потому, что это базис с которого, в экономическом отношении начинаются все накрутки. Именно поэтому надо определить четкую сумму в которую обходится наша РУТИНА. Например, вскрытие скоропостижки = 150 у.е. это минимум. А что такое вскрытие скоропостижки экспертом для прокуратуры или райотдела по своей сути? Это исключение насильственнойсмерти и не более. Хотите более точный диагноз, без проблем. Сейчас возьмем гистологию (по 12 у.е. за объект), токсикологию на спирты (7 у.е. за исследование), общую. химию? - да за ради Бога (1500 у.е. за каждую группу) + интерплитация всего этого есче 100 у.е.)... Все это не бравада нашими знаниями и исключительностью, но объективная реальность. Ибо бщество все равно платит за это только из другого кармана и часто "на карзину".
Итак. Первый шаг - выход из системы здравоохранения в самостоятельную структуру. Я не утопист и понимаю всю сложность процесса, но согласитесь - дорогу осилит тот, кто способен сделать первый шаг.
О второй составляющей - кадрах особый разговор.
Если коллегам интересно продолжу свои рассуждения.