Цифровая фотография

Полная версия: Цифровая фотография


Форум судебных медиков России > Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза > Организационно-правовые вопросы судмедэкспертизы
Валерьич
Уважаемые коллеги!

Во многих ветках речь идет об очень удобной, простой в использовании и применении цифровой фотографии. У меня, к сожалению, цифровик только в телефоне, но очень хочу приобрести полноценный. Вещь в нашем деле действительно просто не заменимая. Но говорят почему-то все только о том, что фотографируют для себя. Да, конечно, цифровая фотография - это не доказательство, а если напечатать ее на фототаблице, поставить номер, дату, подпись и под самой фотографией написать "рисунок". В принципе мы же рисуем схемы повреждений, можем хоть от руки нарисовать (если хватит художественных способностей) и сказать, что это является отображением обнаруженных нами повреждений. Я считаю, что в этом случае доказательством будет уже не цифоровая фотография, а "заключение эксперта", к которому цифровая фотография приложена в качестве "иллюстрации" или "рисунка", как вам будет угодно.
А что вы думаете по этому поводу?

С уважением. Валерьич.


Marat
Фотографирую цифровой делаю фотатблицы в Ворде и прикладываю их к акту экспертизы с подписью и печатью.


Валерьич
"Фотографирую цифровой делаю фотатблицы в Ворде и прикладываю их к акту экспертизы с подписью и печатью."

Вот и я давно пытаюсь убедить свое руководство, что делать так можно. Прошу купить цифровой фотоаппарт и можно будет печатать фотографии хоть пачками. А так печатаем ч\б фото, а цветные - только к первому экземпляру, денги экономим. Какая это экономия? Если печатать на обычной бумаге, а в большинстве случаев не обязательно даже в цвете, то это будет куда дешевле, а главное фотографий можно делать гораздо больше и самому проще. Прелесть. Хорошо Вам, Marat!

C уважением. Валерьич.


grecc
С юридической точки зрения способ, которым изготовлена таблица или схематический рисунок, или другое наглядное пособие, позволяющее воспринимать исследованный объект визуально, совершенно не важен.
Процесс изготовления рисунка,фотографии, схемы и т.п. должен быть описан в заключении.
Исследовательская часть.Например:"рубец неправильной овальной формы,ориентированный горизонтально 2х0,8 см.,мягкий,безболезненный розового цвета, сфотографирован". В ходе исследования применялась цифровая фотокамера "DIMAGE X50", карта памяти "MSS" 256 МБ, принтер "CANON__"
Вопросов в суде не возникает.


FILIN
Уважаемые коллеги.
Я делаю фотографии ( не рисунки) на фотобумаге (для фотопринтеров) в программе Camedia master. Качество отличное, выше чем при оптической фотографии.
Раньше указывал в протоколе и марку аппарата (карту не указывал), принтер и программу, в которой печатал. Сейчас - только модель апарата. Судьи сказали, что им еэтого достаточно.
Но есть несколько проблемм.
1. Деньги. Удовольствие довольно дорогое. НЕ всякое Бюро выдержит.
2. Определенные тредкости подготовки материала для фотографии - т.е. трупа. Отмыть дале мелкие следы крови или грязи - хлопотное дело. Фотографировать повреждения на вн. органах - снова убирать кровь и хотя бы частично, прикрывать остальные(дабы людей не пугать).
3. Соблазн не печатать протокол сразу, а сделать это потом по фотографиям - крайне опасная практика. А искушение...
Что касается "доказательности" - то кажется во всех приказах, которые связаны с исследованием трупа, указывается, что прилагаемые таблицы, схемы и фотографии рассматриваются как часть экспертизы.


Борода
Фотографируем очень часто, но прикладываем к актам фототаблицы только в случае надобности, т.е. при сложных экспертизах. Печатаем всё на обычной бумаге из-за экономии денег. Фотографии получаются бледноватые и не такие чёткие, как на фотобумаге, но такого качества для суда обычно достаточно. Нам институт фотобумагу не оплачивает, ну а самим, естественно, денег жалко. Институт покупает в достаточных количествах изумительной белизны "обычную" бумагу. На этом не экономят. Её достаточно.

Фотография-доказательство или нет? Акт, надиктованый мной, это доказательство? Почему некоторые считают, что в акте эксперт никогда и ни за что не наврёт, а вот дай ему в руку камеру, да компьютер. Начнёт "подлец" рожки трупам подрисовывать. Это же какая-то "женская логика". Умом её не понять. Или я подделываю все документы, что акты, что таблицы, что фотографии или я их не подделываю. Подделывать мы можем абсолютно всё.


Marat
Одно время фото вставлял в описательную часть акта при описании того или оного повреждения, (единичные огнестрельные, колото-резаные, расположение странгуляционной борозды ) сразу видно о чем идет речь.


Alex
После долгих мытарств мне подарили цифровик, и я начал думать как облегчить себе жизнь. После долгих бесед с прокуратурой и просмотра соответствующих кодексов решили, что цифровая фотография может бить приложена. Делаю следующим образом: В акте указываю название цифровика и где хранятся оригиналы; в описательной части делаю пометку, что производилась фотосъемка; печатаю черно-белые фотографии; электронные копии отдаю следователю на дискете (находятся в деле). Адвокаты пытались протестовать, но потом все замолкло. smile.gif


vad
Наши криминалисты делают фотографии гораздо чаще чем мы (оно и понятно), а в последнее время полностью перешли на цифру. Я поинтересовался, оказалось есть приказ, что фототаблицы суду следует признавать, если к ним приложен носитель (раньше это были негативы, теперь СД-R). Цена болванки не более 15 руб. В нашем случае фотографии следует называть иллюстрацией, и это полностью меняет отношение к ним.


Валерьич
Уважаемые коллеги!

Лично я полностью согласен со всем тем, что было сказано Вами выше. В последнее время и руководство нашего Бюро, вроде бы, стало с этим соглашаться. Во всяком случае цифровик в танатологию покупать собираются.
Во время обсуждения этого вопроса, чаще всего "противники" цифровой фотографии задавали следующие вопросы:
1. Можно ли пользоваться цифровой фотографией в случае повторной экспертизы?
2. Можно ли хранить такие фотографии в базе данных? (когда она отпечатана на таблице и подписана - это понятно, а когда она хранится в большом Бюро, на компьютере, к которому у многих есть доступ).
3. Можно ли по таким фотографиям (именно только по фотографиям, в слуае, если танатолог не взял для дальнейшего исследования какую-либо рану) проводить медико-криминалистическое исследование?
4. Можно ли передавать следователям и в суд цифровые фотографии на электронных носителях, будут ли они "доказательными" без подписи эксперта?

Признаюсь и меня некоторые из этих вопросов поставили в тупик и мне пришлось согласиться с тем, что полностью отказаться от пленок, наверное, не удасться.
Может быть вы приведете какие-то аргументы в защиту цифровой фотографии.
С уважением. Валерьич.


FILIN
Уважаемый Валерьич.
Цифровики уже используются во многих БЮро ( в основном в МК) и уже по одному этому в особой "защите" не нуждаются.
ПО Вашим вопросам.
1. А почему нельзя? Вопрос - что при проведении повторки фотографировать - основной объект исследования - материалы уголовного дела.
2. "База данных" не совсем удачно. Проще и вернее - на жестком диске копмьютера.
Опять же - если на нем хранится текст экспертизы, то почему не хранить и графические файлы? Это всего лишь приложение, хотя вместе с текстом экспертизы и является доказательством.
Если по каким-то соображениям требуется ограничить доступ к этим файлам - методы общеизвестные (виртуальный диск, шифрование файла и пр.).
3. Такая экспертиза сомнительна. Но многое зависит от вида экспертизы. Если это к/р - явно бесполезно. Если - контактный след - в принципе, возможно.
4. Если есть желание - передавайте. Ведь негативы пленочного фотаппарата прилагаются к фототаблицам. Подпишите дискету, упакуйте ее надлежащим способом, снабдите упаковку ориентирующими надписями и удостоверяющими подписями.
3.


Валерьич
Уважаемый FILIN!

Еще раз оговорюсь, что вопросы задавал не я, я как раз обеими руками за цифровую фотографию. Спасибо вам за подсказки в ответах на них, но в 1-ом вопросе я имел в виду проведение повторной экспертизы по фотографиям, сделанным в ходе первичной экспертизы, т.е. если "подвергается сомнению" сама экспертиза, то можно ли верить фотографиям. Что касается хранения фотографий на жестком диске. Мне как-то в руки попал "Акт..." из другого бюро, там были фототаблицы с цифровыми фото, отпечатанные в ч\б цвете, на обычной бумаге, струйным принтером с размером фотографии около 4х4 см. Т.е. рассмотреть на ней что-либо было очень сложно, но внизу имелась подпись "оригиналы цветных изображений хранятся в архиве Бюро и могут быть предоставлены по требованию... при предоставлении электронного носителя". В принципе все здорово, но сам текст (у нас в Бюро) отпечатывается в двух экземплярах: один для направившего труп, один для нас. Электронная копия сохраняется лишь для удобства, при необходимости ее всегда можно сверить с печатным "оригиналом", с фотографией в этом смысле сложнее. Остается, как вы и указали, пользоваться паролями, ограничением доступа и т.д., причем в случаях необходимости воспользоваться такой фотографией указывать, что хранилась она с ограничением доступа, а не на "открытом" для всех компьютере. А вот с электронными носителями для передачи фотографий (вопрос 4) спасибо, дельный совет. Еще раз повторюсь я за цифровую фотографию и пытаюсь найти аргументы в ее пользу. Потому что, можно начать пользоваться чем-то в произвольной форме, пока не запрещают, потом столкнуться со сложностями и неприятностями, получить нагоняй, а уже потом думать, как это сделать правильно. Я, да думаю и Вы, предпочитаю сначала думать и делать сразу все, по возможности, правильно.

С уважением. Валерьич.


FILIN
Уважаемый Валерьич!
Извиняюсь за то, что не понял Вашего первого вопроса.
Использовать фотографии, приложеные в Заключению при проведении повторки - полагаю вполне допустимым ( да и во все времена они всегда использовались); согласно Правилам - все прилагаемые к Заключению "бумажки" являются частью Заключения.
К фоторафиям в тексте протокола отношусь с подозрением.
1. Нарушается привычный вид протокола;
2. Невозможно сделать достаточно четкие фотографии ( прежде всего из-за малого размера;
3. Трудности с форматированием ( вставить фотграфию и "обтекаемый текст" не сложно, намного сложнее сделать так, что бы "обтекаемый текст" соответствовал фотографиии, а текст не относящийся к ней - был бы вне ее).
4. А зачем?


Валерьич
Уважаемые коллеги!
А кто знает как обстоят дела с фото и видео за бугром?
Насколько мне известно, во многих странах практика такова, что текста практически нет, так пару строк, но зато видео с записью всего процесса или штук сто фотографий. Я, конечно, против полного ухода от описания, ни фото, ни видео не передают тактильных ощущений, запаха и много другого. Но в принципе, кое-что (и это уже не мало), можно отдать и на откуп технике, что значительно облегчило бы нашу работу. Как думаете?
С уважением. Валерьич.


FILIN
Подробную справку по этому вопросу может дать уважаемый Борода.
ТО, что "где-то" текст почти полностью заменен фото- и видио - легенда.
Что касается наших пенатов, то присяжным не показывают даже фотографии, сделанные во время вскрытия трупа.


Борода
Только кое-где в Америке пишут очень мало. Всё заносится на схемы и делается много фотографий. При подготовке к выступлению в суде всё это достаётся из архива и эксперт пытается воссоздать у себя в глове картину повреждений. Пользоваться записями в американском суде не запрещено, но "не принято" или не желательно. Надо делать вид, что ты как бы только что со вскрытия вышел и всё ещё прекрасно помнишь.

Процедура судебного заседания на материковой части Европы отличается от английского образца. Эту систему переняла в своё время и Америка. Система судопроизводства России находится в "европейской материковой традиции". Французы, итальянцы, испанцы, немцы, датчане всё подробно описывают. Система сравнима с российской. На суде все активно пользуются записями и фотографиями. Фотографируют в случае убийств, точнее в случаях, где уже на вскрытии предполагается выступление в суде практически все важные находки.

Фотографируют на вскрытии что в Америке, что в Европе не только сами судебные медики или коронеры. Это могут быть и полицейские или специальные фотографы. Тут картина очень сильно разнится от морга к моргу.

"Помешаны" на фотографии и японцы (это касается даже не столько судебной медицины) хотя они тоже всё подробно описывают в протокольной части. Один китайский эксперт рассказывал нам, что у них ещё большие финансовые проблемы с фотографиями, поэтому фотографируют мало, но сейчас у них там экономическое чудо, так что ожидается, что они в скором времени тоже начнут "всё подряд" фотографировать. Про арабские страны только слышал, что вскрывают мало, но денег у них много и пытаются они всё сделать, как в Европе. Своей СМЭ школы или традиции у них нет.

Про Африку, Индию, Австралию и остальные континенты и страны, к сожалению, знаю мало.


Andrey
Цитата
я за цифровую фотографию и пытаюсь найти аргументы в ее пользу

Интересно то, что вопрос о допустимости цифрового фото неоднократно поднимается на форуме, а, например, печатание заключений на компьютерах ни у кого не вызывает ни опасений, ни возражений. Между тем принципиальной разницы тут нет - что в одном случае информация хранится в цифровом виде, что в другом. В обоих случаях возможны подделки и подтасовки. Уровень и качество возможной защиты прямого отношения к делу не имеют. Почему, например, в милицию и в суд не сдаются опечатанные дискеты с актами, а для картинок предлагаются какие-то дополнительные ухищрения, совершенно ни от чего не защищающие и не к чему не обязвающие.
Вставка картинки в текст - эстетство, граничащее с пижонством. Печатать фототаблицы лучше на отдельном листе и на специальном хорошем принтере и как обычно заверять подписью эксперта и печатью.

Если кто-то не внемлет доводам разума и цепляется за старое в виде пресловутых негативов, то лучше всего нарезать лазерный диск и отметить на каких дорожках и что записано. Это не так дорого, а изменить уже ничего нельзя, а если кто и затрет сессию, то это легко установимо.

Как уже писалось неоднократно, существенным преимуществом цифровой фотографии явояется то, что можно сделать огромное количество снимков с высоким разрешением.

В Израиле скорее всего тоже не очень много снимают на вскрытиях, а пишут, как обычно. Там всего один судебно-медицинский институт на всю страну и третьим человеком после начальника эксперт из московского бюро.


Валерий
Я в судебно-гистологической лаборатории стараюсь делать по возможности побольше микро фотографий, потом, при необходимости можно сделать фототаблицы (ведь стекла мы храним только 3 года). Краска для печати и фотобумага дороги, используем только в случаях крайней необходимости.
На хард диске они места много не занимают. biggrin.gif

В январе текущего года все перекатываю на CD-R и храню в сейфе.

А по мере фотографирования обрабатываю в ФОТОШОПЕ и складываю в КАТАЛОГ насильственной и ненасильственной смерти.

Да, забыл сказать, в момент фотографирования в память компъютера вносится время и дата!


Andrey
Цитата
В январе текущего года все перекатываю на CD-R и храню в сейфе

Уважаемый Валерий!
Наша практика, а также данные по сохранности CD-дисков указывают на то, что лучше делать сразу два диска. Один эталонный и используется только для того, чтобы скопировать данные, если второй диск умрет. Второй, разумеется, обычный и используется по мере надобности.

Кстати, если кому интересно, можно обсудить вопросы защиты информации, как изображений, так и текстов. Мне приходилось заниматься этим и в итоге была создана достаточно надежная и недорогая (точнее совсем не требующая финансовых вложений) система.
Интересно то, что практически оказалось, что самый большой "враг" сохранности информации не внешний злодей, а сам брат СМЭ.
В общем открывайте тему - обсудим.


Сказочник Лом
Себе- да, в дело нет. Я пользуюсь исключительно поляроидом (быстро и надежно, так как картинку сразу видишь, хоть и резолюция средненькая, если сравнивать с широкопленочным слайдом). Мой поляроид имеет паралельную цифровую камеру на 9 мегапикселов (одним щелчком сразу делает и компьютерное фото) - такое уже грузишь в комп, как материальный дубликат уходит. Широкопленочный слайд используется только ну уж при супер-пупер ситуациях только как дублем к поляроиду.


Сказочник Лом
[quote=Борода,8.02.2005 - 16:31]

Борода, откуда Вы? Что-то Вы подзрительно хорошо про судебные тестименты осведомлены!


Nik
Андрей, я хран. информацию в 3-х местах:
Свой Датор, компъютер секретарши и Сервер. + СД (ДЕВСТВЕННАЯ, но раз в год)!


FILIN
Ув. коллеги.
По этим темам открыты специальные ветки форума.


Shark
Во время исследования делаю большое количество цифровых фотографий как для себя (для описания) так и для фототаблицы. Причем, все фотографии стараюсь производить по "законам фотосъемки" и с использованием масштабных линеек (или стандартных предметов - коробок спичек, например). После обработки фотографий в Фотошопе (выделение нужных элементов, стрелки, цифры и т.д.) вставляю их в Ворде (на бланке нашей организации) в таблицу, с соответствующими подписями.
Каждый такой лист называется "Таблица № ... к Заключению № ...", под каждой фотографией своя подпись, например - "Рис. 1. Общий вид трупа К. " А в конце страницы - "Эксперт: ______________ И. Иванов" . На это место потом ставиться печать.
Все эти таблицы являются не доказательством написанного в Заключении (Акте), а иллюстрацией.


Krim
"Фотографирование проводилось цифровым фотоаппаратом "Panasonic DMC-FZ20 с объективом Leica DC Vario-elmarit 1:2,8/6-72 ASPH", изображение было введено в память ПЭВМ IBM PC/AT Pentium-2 и распечатано на лазерном принтере "Hewlett Packard Laser Jet 4l". При переносе и распечатке изображения макросы редактирования (обрисовки, дорисовки, ретуширования и т.д.) не применялись" - скомпилировал у наших криминалистов. Дискет или дисков с изображениями к заключениям они не прикладывают. Пока проблем нет.


vulture
Цитата(Валерий @ 9.02.2005 - 19:22)
Я в судебно-гистологической лаборатории стараюсь делать по возможности побольше микро фотографий, потом, при необходимости можно сделать фототаблицы (ведь стекла мы храним только 3 года). Краска для печати и фотобумага дороги, используем только в случаях крайней необходимости.
На хард диске они места много не занимают.  biggrin.gif

В январе текущего года все перекатываю на CD-R и храню в сейфе.

А по мере фотографирования обрабатываю в ФОТОШОПЕ и складываю в КАТАЛОГ насильственной и ненасильственной смерти.

Да, забыл сказать, в момент фотографирования в память компъютера вносится время и дата!


Очень интересует тема цифровой микрофотографии. Расскажите, пожалуйста, какую аппаратуру пользуете???


vulture
Поскольку фотография является вторым хобби после судебной медицины, активно ее пользуюsmile.gif)) Как и другие, отметившиеся в этой теме, всегда в протоколе исследования указываю максимум информации: камера, вспышка, экспозиция, принтер и т.д. Но отдаю себе отчет, что это всего лишь иллюстрация к исследовательской части. Типа схемы smile.gif)) В практике был случай, когда судья отверг фото как часть заключения по формальным соображениям, хотя они были выполнены аналоговым фотоаппаратом и выглядели лучше фото, которые сделал эксперт-криминалист!!!


FILIN
Ув. vulture.
А что были за фотографии, которые "отверг судья"?

"Иллюстративный " характер фотографий ( даже если признать эту точку зрения верной) не отменяет их причастность ( точнее при-частность) к "Заключению эксперта" и возможности исследования как доказательства.


vulture
Цитата(FILIN @ 26.03.2005 - 00:08)
Ув. vulture.
А что были за фотографии, которые "отверг судья"?

"Иллюстративный " характер фотографий ( даже если признать эту точку зрения верной) не отменяет их причастность ( точнее при-частность) к "Заключению эксперта" и возможности исследования как доказательства.



Фотки сделал на месте происшествия, зеркальным Pentax'ом, цветные. Прикинь, у меня на фото - день, как и было на самом деле, а у криминалиста - ночьsmile.gif) Но у обвиняемых было 6(!) адвокатов, причем очень ушлых. Заявили протест, поскольку фотографии я сделал до возбуждения уголовного дела как специалист в судебной медицине. Отработали своим бабки, блин, а мне было жаль...


FILIN
Коллега!
Судья совершенно прав. Собственно это должен был сделать еще следователь.
Осмотр места проишествия - компетенция следователя и специалиста-криминалиста.
Если бы проводился осмотр трупа - как самостоятельное следственное действия - тогда другое дело.


Валерьич
Уважаемый vulture!

Собственно говоря, поэтому я и создал эту ветку. Надо очень четко разделять для себя цифровую фотографию саму по себе и как илюстрацию к другому доказательству. Я хотел убедиться в правоте \ неправоте своей точки зрения и послушать мнения других. В вашем случае судья был совершенно прав. А вот, если бы вы догадались отдать фотографии следователю, он приложил бы их к протоколу осмотра места происшествия, поставил свою подпись, то тогда это можно было бы считать илюстрацией к протоколу и судья обязан был бы принять эти фотографии (иллюстрации) во внимание.

С уважением, Валерьич.


FILIN
Угу.
Только в протоколе осмотра МП в разделе "Технические средства" должен быть указан этот фотоаппарат и фотографии дожны быть сделаны по правилам "судебной фотосьемки".


Валерьич
Уважаемый FILIN!

Вы как всегда правы!

С уважением, Валерьич.


Valera
У нас в бюро уже больше 5 лет применяется цифровая фотография, сначала в МКО, а сейчас в танатологии, у живых, химии, во всех районных отделениях.
Фотографии печатаем на лазерных принтерах, как в черно-белом так и в цветном формате (в МКО), качество хорошее, даже при съемке 2 мегапиксельными фотоаппаратами.
Кстати лазерный цветной HP 4550 оказался очень экономным, и по экономии (расходники) превосходит струйные принтеры, печать ведется на любой бумаге, картреждей хватает надолго, если на весь лист не печатать.
Сонками 707 и 828 снимаем копоть в области повреждений и ран в ИК области спектра, причем объектив закрывем стеклами ИКС2 и ИКС3 , сложенными вместе (на просвет даже спираль ламрочки 150 ваттной еле видно), хорошо получается. Так же эти камеры позволяют снимать от 2 см, макрофотографии получаются достаточно хорошо.
Иногда оформляем заключения с отдельными фототаблицами, а в основном фото размещаем в тексте. Следователи судьи говорят что удобно, читаешь и тут же видешь на фото. Оригиналы фотографий архивируем на диски CD или DVD. В конце заключения отмечаем чем и как производилась съемка, обрабатывались иллюстрации, на чем распечатывалось, и т.д. ничего тоже не прилагаем (в смысле носителей информации).
Пока проблем с судами и следственными органами не было, и не разу не запрашивали оригиналы фотографий. ЭКЦешники тоже во всю пользуют цифровую фотографию, и тоже не было проблем (со слов).


FILIN
Цитата
Сонками 707 и 828 снимаем копоть в области повреждений и ран в ИК области спектра

Какой режим в таких случаях выбираете - авто или ручной?


Valera
Снимаю в автоматическом режиме, иногда только приходится корректировать количество стекол перед объективом и степень освещенности объекта, а в ручном не пробовал, даже не обратил внимание есть ли ручной режим у камер, если интересно попробую и сообщу.


Гуга
Ни разу не возникали проблемы с цифровой фотографией.

Цифровики активно используют эксперты ЭКЦ, эксперты Бюро СМЭ, следователи при проведении следственных дейтсвий (проверка показаний на месте, например). Ни разу не прикладывали к уголовному делу оригиналы на цифровых носителях, и проблем не возникало.

Если возникнет необходимость приложить к заключению фототаблицу и диск с оригиналом фотографий, то на мой взгляд, имеет смысл сделать так:

Носитель упаковывается, опечатывается печатью учреждения, эксперт делает на упаковке пояснительную надпись, в которой указывает:
- номер заключения
- общие сведения о содержимом
- сведения о дате и способе записи, указание на то, что записано с закрытием

Далее проще было бы произвести выемку, осмотреть диск и приобщить в качестве вещдока. Но это уже проблемы следователя, естественно.


FILIN
Уважаемый Гуга.
А смысл?
К Заключению имеет смысл прикладывать только подлинник (чего никто делать не будет).
А копированные файлы - какой смысл?
Это примерно то же самое, что прикладывать к протоколу допроса не подлинную аудиозапись, а ее точную копию.


Гуга
Не вижу проблемы в том, что прикладывается копия.

Например - при контроле и записи телефонных переговоров следователь изымает у оперов компакт-диск, на который записаны файлы в формате wav или mp3. А далее осмотр и прослушивание, а затем приобщение. И никаких проблем.

Да и как приложить оригинал цифровой фотографии? Изъять флешку из фотоаппарата? А что касается прослушки - в открытом судебном заседании опера даже не скажут, какая аппаратура использовалась и на какой носитель писались данные изначально. Ибо государственная тайна (ст.5 Закона "О государственной тайне")...


FILIN
Цитата
Да и как приложить оригинал цифровой фотографии?

Вот и я про это.
Традиция прикладывания к фотографиям негативы идет от оптических фотоаппаратов.
Насколько это оправдано и безусловно практически необходимо - собственно, никто и не доказывал.
Смысл в подобном приложении - контроль за полнотой и истинностью прилагаемых фотографий.
Повторюсь - контроль за полнотой и истинностью.
Если при прослушке ваши опера суют Вам каой-то дикс с мультимедийными файлами, никакого контроля за полнотой и истинностью нет. С таким же успехом можно просто предоставить распечатку. Ценность - та же.


Krim
Прикладывать негатив к фоткам - это у криманалистов, у нас - в архив.
Срисовал у криминалистов и использую в своиз заключениях: "Фотографирование проводилось цифровым фотоаппаратом "Panasonic DMC-FZ20 с объективом Leica DC Vario-elmarit 1:2,8/6-72 ASPH", изображение было введено в память ПЭВМ IBM PC/AT Pentium-2 и распечатано на лазерном принтере "Hewlett Packard Laser Jet 4l". При переносе и распечатке изображения макросы редактирования (обрисовки, дорисовки, ретуширования и т.д.) не применялись". Пока вопросов не возникает. Все хранится в архиве, по истечении года - на диск. Нужно изъять - приходи и копируй.


Борода
Цитата
как приложить оригинал цифровой фотографии
Вопрос скорее традиции чем здравого смысла.

Зачем нужны оригиналы? Как защита от последующих манипуляций. Это теоретически, а практически можно манипулировать всё. В том числе и старые добрые фотонегативы. Поэтому даже теоретически нет никакой 100% защиты от манипуляций, да и быть просто не может. Поэтому все ухищрения по созданию впечатления о невозможности манипуляций компьютерными файлами воспринимаю не более чем дань прошлому.

Для меня вопрос стоит проще и глобальнее. Доверяют органы следствия конкретному эксперту или экспертному учреждению? Если они это делают, то все записульки о параметрах техники, копии оригиналов и т.д и т.п. лишь чисто косметические украшающие уголовное дело мероприятия. Так и надо к ним отоситься. Т.е. просто реально ориентироваться на местности узнавая в каком виде это следствию нравится и делать всё именно так. Никакого реального важного дела или принципа за этим всем не кроется.

Мы обсуждали эту тему в начале века дигитальной фотографии очень жарко и сошлись просто на компромисе, который подразумевает сохранение всех важных файлов с карты фотоаппарата в нетронутом виде на одном из электронных носителей. При печати фотографий они естественно подправляются в фотошопе, вырезаются и т.д.. К фототаблицам прикладывается обычный диск с двумя папками. В одной - оригиналы, в другой изменённые для печати файлы. Их отдаём в прокуратуру опять же если они нас об этом просят. Если нет, то в нашу обязанность входит естественно не только архивное хранение отпечатанного акта, но и фотофайлов. Архив и есть архив.

В дигитальных камерах нового поколения все режимы съёмки фиксируются автоматически и могут быть прочитаны в оригинальном файле jpg. Попробуйте их прочитать например ACDSee. У Canon например полная совместимость с этой программой. Всё сразу видно. Диафрагму, выдержку, вспышку, zoom и все настройки. Вся нужная информация есть в самом файле. Естественно, что есть программы, которые позволяют и этими данными манипулировать.


Vitalykk
Для интересующихся фрагмент из Справочника посвященный цифровой фотографии


Цифровая фотография в криминалистике.


До настоящего времени процесс изготовления фототаблиц в качестве приложений к заключениям экспертов представляет собой достаточно трудоемкую процедуру обработки негативных и позитивных материалов. Трудозатраты резко возрастают, если в ходе исследований применены специальные виды съемки. Применение традиционных фотографических методов требует значительного объема подготовительных работ (по составлению растворов, подбору экспозиции, режимов проявления и др.), что сказывается на сроках выполнения заданий. Вместе с тем в настоящее время получает практическую реализацию новый метод фотографической фиксации, основанный на цифровой технологии, что расширяет возможности судебно-исследовательской фотографии.

В последние годы ведущие фотографические фирмы активно занялись разработкой нетрадиционных способов фиксации визуальной информации, основанных на применении цифровой технологии. Это привело к появлению технических средств, которые, как ожидают специалисты, получат широкое распространение в будущем. Метод цифровой фотографии минует трудоемкий процесс экспонирования и обработки светочувствительных материалов, позволяет получить фототаблицу за короткое время, к тому же не требует подготовительных работ. В отличие от традиционной фотографии, где изображение воспринимается светочувствительным слоем фотопленки, в цифровой фотографии роль светоприемника выполняет электронная поверхность - ПЗС (прибор с зарядной связью) -линейка или ПЗС-матрица. Такой способ представления изображения дает возможность преобразовать объект съемки в вид, удобный для компьютерной обработки, и получить его копии (отпечатки) на широком круге носителей: жестком диске, компакт-диске, термобумаге, писчей бумаге. Современные средства печати позволяют получать изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением, сопоставимым с разрешением фотографических материалов. Изображения, записанные в электронном виде, можно хранить длительное время, а при наличии автоматизированных систем поиска их нахождение в большом многодисковом архиве займет немного времени. Так можно хранить изображения натурных коллекций, фотографических картотек, других учетов криминалистического назначения.

Одновременно становятся доступными способы компьютерного улучшения исходного качества и преобразования изображений. Можно улучшить качество изображения за счет фильтрации, подавить фон и выявить слабовидимые признаки увеличением отношения сигнал/шум, повысить контрастность, резкость изображения. Данные операции позволяют увидеть и оценить (распознать) то, что слаборазличимо, а подчас и невидимо. При традиционной фотосъемке в невидимых лучах наводка на резкость затрудняется тем, что фотографический объектив формирует изображение на другом, нежели при съемке в видимой области, расстоянии, а изображение нельзя контролировать визуально. Трудно также правильно определить экспозицию, которая зависит от многих факторов. Ряд цифровых средств чувствителен и к невидимой области спектра, в частности к ближней инфракрасной, при этом весь процесс съемки может контролироваться визуально, на экране монитора.

Таким образом, цифровая технология дает для научно-исследовательской фотографии новые средства - цифровые - и позволяет существенно изменить и дополнить уже известные фотографические методы.
Цифровая фотография в криминалистике.

Процесс цифровой фотографии заключается в получении цифрового изображения, его редактировании и печати копий на твердом носителе. Для этого разработаны специальные технические (фотографические) средства. К ним относятся цифровые устройства ввода, устройства вывода и устройства хранения изображений. Редактирование изображений осуществляется с помощью программных средств - графических редакторов. Наряду с использованием современных технологий получения изображений, ранее не рассматривавшихся в криминалистической литературе, способ цифровой фотографии вместе с тем не исключает применения уже известных методов традиционной криминалистической фотографии.

Как известно, методы в криминалистической фотографии подразделяются на запечатлевающие и исследующие. Первые служат для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств. Вторые - в основном для выявления и фиксации деталей, цветовых и яркостных различий, не видимых глазом при обычных условиях. Для экспертов-криминалистов важны и те и другие методы. С помощью запечатлевающих методов осуществимы фиксация общего вида объектов криминалистических экспертиз, получение репродукций, получение стереоскопического изображения. К исследующим методам относятся цветоделительная и контрастирующая фотография, фотографирование в невидимых лучах, микрофотосъемка.

При работе с цифровыми изображениями появляются новые возможности обработки изображений и фотографические исследования могут быть проведены за короткое время, при этом отпадает необходимость в подборе специальных фотоматериалов и методов их обработки. В то же время отсутствие дополнительных аксессуаров к цифровым камерам пока не позволяет использовать их для некоторых специальных видов съемки, традиционно применяемых в криминалистике.

Цифровая камера (digital camera) относится к цифровым устройствам ввода (digital input device) и предназначена для получения полутоновых или цветных изображений объектов съемки. В отличие от традиционной фотографии, где изображение воспринимается светочувствительным слоем фотопленки, в цифровой фотографии роль светоприемника выполняет линейка или матрица ПЗС.

ПЗС-матрица - это микросхема, содержащая многочисленные равномерно распределенные рецепторы, преобразующие свет в электрические сигналы. В дальнейшем эти сигналы преобразуются в цифровое описание изображения для компьютерной обработки и печати. Производство матриц с безупречно точным расположением каждого рецептора относится пока к разряду трудоемких и дорогостоящих технологий, поэтому количественное увеличение рецепторов, прямо влияющее на разрешающую способность изображения, пропорционально увеличивает стоимость изделия. Полученное "скрытое" изображение с помощью специальных схем внутри камеры сохраняется на носителе. В качестве носителя может использоваться полупроводниковая память или магнитный диск.

В настоящее время производятся два типа ПЗС-матриц: сканирующие матрицы (называемые также линейками) - микросхемы, которые перемещаются параллельно плоскости объекта, и статические матрицы - неподвижные микросхемы, фиксирующие кадр одномоментно. Несомненным преимуществом фотокамер со статическими матрицами является возможность запечатления объектов в динамике и использования импульсных источников света. Однако недорогие камеры, использующие малогабаритные ПЗС-матрицы, имеют невысокую разрешающую способность.

К цифровым устройствам ввода помимо цифровых фотокамер можно отнести и сканеры (планшетные или проекционные). Для ввода плоских объектов (документов, поверхностных следов и др.) предпочтительнее использовать планшетные сканеры. Для ввода объемных, в том числе и крупногабаритных, предметов применяются цифровые фотокамеры и проекционные сканеры.

Принцип действия камер зависит от типа приемного устройства. Камеры на основе линейных ПЗС используют принцип полинейного сканирования изображения горизонтальными линиями. Для практической реализации данного принципа необходимо использовать источники света с непрерывным излучением в течение всего времени сканирования. Это сопряжено со значительным энергопотреблением и с повышенным тепловым фоном (к примеру, если используются лампы накаливания). Поэтому следует соблюдать осторожность при съемке объектов, чувствительных к воздействию высоких температур. По данной технологии сканирование может занимать несколько минут, что не дает возможности фиксировать движущиеся объекты, но позволяет получить высокое разрешение изображения при относительно невысокой стоимости микросхемы.

Так называемые three-shot камеры, также как и камеры на базе линейных ПЗС, пригодны лишь для фиксации неподвижных объектов, но при этом дают возможность получать цветные изображения и используют матричные ПЗС. Цветоделение проводят с помощью трех фильтров - красного, зеленого, синего. Съемка одного объекта производится 3 раза подряд с каждым из трех фильтров по отдельности. В результате получаются три полутоновых изображения, из которых в последующем формируется цветное изображение. При данном способе можно использовать импульсные источники света, включая лампу-вспышку, а также монохромные камеры для получения цветоделенных картин.

Оn-shot камеры действуют аналогично традиционным переносным фотокамерам и пригодны для получения цветных изображений перемещающихся объектов. Многие производители используют даже корпуса и объективы традиционных камер, изготавливая лишь цифровые приставки. Можно использовать импульсные источники света и короткие экспозиции.

Цветоделение осуществляется двумя способами - расчетно-цветным и трехматричным. В расчетно-цветном способе используется одна ПЗС-матрица с областями, имеющими полосковые фильтры (красный, зеленый, синий). На фотоэлементы каждой области попадает только один цвет. Далее принятое изображение интерполируется, и получается цветное изображение, в котором RGB-pixel рассчитывается от первоначальных пикселов с разрешением, равным разрешению матрицы (итоговое значение определяется сложением первоначальных значений в определенных пропорциях).

Трехматричный способ заключается в получении трех одинаковых полутоновых изображений, полученных цветоделением. В качестве цветоделителя часто используют призму. Свет в призме разделяется на три составляющие и направляется на три соответствующие ПЗС-матрицы. Описанный способ позволяет получать изображения с высоким разрешением, однако высокая стоимость технических средств ограничивает его распространение. Некоторые производители предлагают использовать матрицы с невысоким разрешением, а затем проводить программную интерполяцию для повышения качества изображений.

Цифровая фотография пригодна для фиксации объектов криминалистических экспертиз. При помощи устройств ввода возможно получение цифрового изображения высокого разрешения, которое после обработки в графических редакторах можно либо поместить непосредственно в текст заключения эксперта (без использования фототаблиц) либо вывести на печать отдельно (в форме фототаблиц). Во втором случае качество печати за счет применения специальных бумажных носителей и принтеров может быть существенно повышено.

Цифровая технология расширяет исследовательские возможности судебной фотографии. Использование компьютерной обработки значительно повышает наглядность при выявлении слабовидимых и невидимых следов, изучении залитых, зачеркнутых записей, установлении способа изменений и восстановлении первоначального содержания документов. Для этих целей может использоваться широкий спектр компьютерных фильтров из графических редакторов.
Техника криминалистической цифровой фотографии.

При съемке с камерами, использующими ПЗС-линейки, необходимо помнить о непрерывности освещения во время сканирования изображения. В качестве доступных источников света для фиксации общего вида объектов криминалистических экспертиз можно рекомендовать набор ламп дневного света.

В технологии цифровой фотографии по аналогии с традиционным фотопроцессом можно выделить следующие основные этапы: подготовка к съемке, экспозиция, обработка и получение фотоизображения на прозрачной или непрозрачной (бумажной) основе.

На первой стадии, помимо установки освещения и визуального определения интервалов яркостей, следует оценить объект съемки и выбрать необходимое оборудование. Правильный выбор оборудования позволит с наименьшими затратами получить требуемое изображение. Например, для получения репродукций таких объектов криминалистических экспертиз, как документы, целесообразнее использовать не цифровую камеру, а планшетный сканер. Вместе с тем, если в документе требуется выявить детали (удаленные записи, вдавленные штрихи), планшетный сканер вряд ли пригоден вследствие ограниченных возможностей в подборе режимов освещения, спектральной фильтрации. На подготовительном этапе необходимо учесть согласованность по спектральным характеристикам источника света и ПЗС-матрицы устройства ввода.

На следующей стадии осуществляется собственно фотосъемка объектов: предметов, документов, материалов, веществ, объемных или поверхностных следов.

После проведения экспонирования на светочувствительной поверхности приемника образуется скрытое электронное изображение, которое может быть сохранено во встроенной памяти цифровой камеры или введено непосредственно в графическую станцию с помощью дополнительного интерфейса. Последний способ используется при съемке студийными камерами, сканировании планшетными и проекционными сканерами. В случае, когда изображения сохранены в формате устройств ввода (во внутренней памяти цифровых репортерских и любительских камер), ввод их в графическую станцию может быть отложен до получения серии кадров.

Третья стадия заключается в обработке (редактировании) изображения. Редактирование изображения проводится в специальных прикладных программах - графических редакторах и является ответственным этапом работы эксперта. Редактирование заключается в коррекции тоновых и цветовых характеристик изображения, улучшении качества изображения с помощью фильтров и других процедур, подготовке изображения к печати.

На заключительной стадии изображение выводится на бумажный или пленочный носитель при помощи принтера. Предназначенные для архивного хранения изображения (архивные копии) могут быть сохранены на электронном носителе большой емкости (CD-диске, магнитооптическом диске), освобождая тем самым жесткий диск графической станции.

Выбор необходимого режима освещения зависит от отражательных свойств объекта съемки и решаемых криминалистических задач. Основное правило: освещение должно быть равномерным, рассеянным, без образования плотных теней и бликов на поверхности исследуемого материала. Даже малозаметная неравномерность в освещении может привести к значительной "зашумленности" обработанного изображения. Не менее важным следует считать выделение информационно значимых деталей в объектах, проводимое до обработки их изображений. Этого можно добиться цветоделением, исследованием люминесцентных свойств объектов, использованием различий их отражательных свойств в невидимых для человеческого глаза лучах. Такой дифференциации деталей способствует применение на входе системы фильтрованного излучения, особых режимов освещения. Например, исследуя дописанные записи, можно добиться пусть незначительного, но различия в плотностях первоначальных и дописанных штрихов. Последующей цифровой обработкой эти различия можно сделать более наглядными.

Как известно, оптический диапазон спектра состоит из трех областей электромагнитных волн: ультрафиолетовой, видимой, инфракрасной. Область ультрафиолетовых лучей располагается в диапазоне от 100 до 380 nm, инфракрасные лучи имеют интервал с длинами волн от 760 до 1000 nm. При криминалистических исследованиях используются, как правило, видимая область (400 - 700 nm) и ближайшие к ней участки невидимой области спектра, расширяющие интервал от 300 до 900 nm.

Современные ПЗС-матрицы могут достигать светочувствительности 400 - 800 ISO, но большинство из них приравнено по значению к 100 - 200 ISO. Поэтому при съемке приходится использовать дополнительные источники света, включая лампы-вспышки. Вместе с тем, при высоких уровнях освещенности и наличии на поверхности объекта бликующих деталей светоприемная поверхность матриц или линеек заполняется избыточными зарядами, которые "перетекают" в соседние ячейки, что приводит к дефектам изображений в виде светлых полос - "тянучек". Это явление получило название "блуминг". Для устранения указанного дефекта используется "антиблуминг" - встроенное устройство защиты ПЗС-матрицы от локальных световых перегрузок, состоящее из затвора и стока.

Из доступных внешних приемов, позволяющих частично устранить явление блуминга, можно назвать следующие:
- применение несложных средств рассеяния светового потока - размещение перед осветителем полупрозрачного (матового) экрана, направление источника света не на объект, а на белую светоотражающую поверхность, помещение объекта в "световой колодец";
-ограничение падающего света изменением значения диафрагмы - данная мера хотя и приводит к получению темного по тональности исходного изображения, но устраняет "тянучки"; последующей обработкой изображение можно привести к нормальному (по распределению яркостей) виду;
-применение поляризационных светофильтров - кристаллы поляризатора можно сориентировать таким образом, что при прохождении через фильтр часть излучения, приводящая к бликам на изображении, будет поглощаться, а другая часть (в плоскости, перпендикулярной к первой) будет пропущена при некотором ослаблении.

При репродукционной фотосъемке, т.е. при съемке плоскостных объектов (документов, рисунков, схем, фотографий, поверхностных следов и др.) освещение устанавливается, как правило, с двух противоположных сторон под углом 30 - 50° , чтобы основная часть отразившихся лучей не попадала в объектив. Особенностью цифрового репродуцирования является повышенное требование к равномерности освещенности по всему полю изображения, попадающего в кадровое окно. При цифровом пороге в передаче полутонов, равном или ниже значения "256", области с неравномерным освещением отображаются в виде закрашенных зон с резкими пограничными переходами, что заметно снижает качество наблюдаемой картины.

При фотосъемке объемных предметов также используется двустороннее освещение, но при этом один источник света, получивший название рисующего, является основой всего освещения, выявляет форму и детали объекта, а другой источник - в 2-3 раза меньшей освещенности - несколько высветляет затемненные участки изображения (выравнивающий свет). Для выравнивания теней вместо дополнительных источников света могут спользоваться белые отражательные экраны. При цифровой фиксации следует учитывать, что в глубоких тенях изображения вместо равномерных темных областей может появляться "шум" в виде мелких окрашенных точек, чаще синего оттенка, существенно снижающих качество изображения. Можно устранить указанный дефект, увеличив мощность выравнивающего света или используя для освещения прямой (фронтальный) свет. Иными словами, цифровая фотосъемка, особенно цветная, требует сильного равномерного освещения всех частей объекта; наличие резких контрастов и теней является нежелательным.

Для устранения общей тени, отбрасываемой объектом съемки, рекомендуется размещать его на расстоянии от фона, поместив, например, на прозрачное стекло. Для придания наглядности форме объекта, можно использовать фоновое освещение.

Схему освещения, которая включает взаимное расположение объекта съемки и осветителей, выбирают в зависимости от вида объекта и задач исследования. Например, объект со слабовыраженным рельефом (вдавленный штрих на бумаге, рельефный оттиск штампа) можно сфотографировать при косо направленном одностороннем освещении, а объект со сложным рельефом и множеством деталей (оружие, замки, взрывные устройства) - при равномерном двухстороннем освещении и, при необходимости, с дополнительной подсветкой.

По общему правилу, непрозрачные объекты фотографируют в отраженном свете, прозрачные и полупрозрачные - в проходящем, объекты с деталями из прозрачных и непрозрачных материалов фотографируют при комбинированном освещении. Схемы освещения объектов при традиционной и цифровой фотографии практически не различаются, поэтому описаны здесь в самом общем виде.

На точность цифрового изображения влияют размеры элементов приемного устройства (ПЗС-матрицы) и их взаимное расположение, а также количество градаций яркости. Чем меньше размеры светочувствительных элементов и расстояние между ними и чем больше градаций яркости, тем точнее передается изображение.

Элементарная ячейка изображения называется пикселом (pixel). Каждый пиксел имеет собственное значение яркости. Для полутонового изображения эти значения могут изменяться в пределах от 0 до 255. Количество информации, требуемое для записи 256 градаций полутонов, равно 8 bit (1 byte). Если увеличить количество информации (16, 24, 32 bit), то соответственно увеличится число полутонов или оттенков (для цветного изображения).
Особенности цифровой фотофиксации объектов криминалистических экспертиз.

Средства и методы цифровой фотографии, по аналогии с традиционными, используются в криминалистической экспертизе для запечатления общего вида объектов и для решения исследовательских задач. С их помощью можно выявлять слабовидимые и невидимые признаки, повышать наглядность цветовых и яркостных различий в исследуемых объектах; изучать механизм следообразования, получать изображения для проведения сравнительных исследований. Цифровые изображения могут приобщаться к заключениям эксперта для иллюстрации его выводов. Исходя из экспертных задач, фотографические методы принято делить на запечатлевающие и исследующие. Остановимся на некоторых особенностях использования этих методов применительно к цифровой фотосъемке.

Средства съемки выбираются в зависимости от вида и размера фотографируемых объектов. Цифровые фотокопии плоских объектов проще всего получить на планшетном сканере. Съемка объемных предметов производится с использованием переносных цифровых камер (крупногабаритные объекты - одежда, длинноствольное огнестрельное оружие) или проекционных сканеров (мелкие объекты - пули, гильзы, пломбы, детали взрывных устройств; объекты средних размеров - орудия взлома, пистолеты, ножи, замки и др.). Цифровые камеры и сканирующие головки можно укреплять на штативах или стойках распространенных фотографических установок "УЛАРУС", "МРКА".

Основная особенность цифровой съемки объектов - выбор оптимального разрешения ввода (сканирования) и печати. Остальные параметры - яркость, контраст, цветовой баланс - могут быть скорректированы в графических редакторах. Преимуществом цифровой съемки общего вида объектов является то, что программно можно выделить наиболее существенные их детали, поместить предметы на любой фон, убрать мешающие тени.

Цифровые камеры, исполненные конструктивно в корпусах малоформатных фотоаппаратов, позволяют получать при съемке с предельно близких расстояний увеличение изображения по сравнению с оригиналом не более, чем 1:10. К тому же у ряда камер полезная площадь изображения ограничивается не кадровым окном, а размерами матрицы, что еще более ограничивает порог увеличения. Вместе с тем, объектами криминалистических экспертиз нередко выступают небольшие по своим размерам предметы и следы или фрагменты следов (пули, гильзы, следы рук, следы взлома, фрагменты измененных штрихов записей). Цифровой ввод изображений в недостаточно крупном масштабе приводит к утрате мелких деталей объектов, нечеткому отображению признаков в следах.

Съемка объектов с увеличением 1:5 и выше, при которой используются специальные устройства или встроенные оптико-механические функции фотокамер, получила название макросъемки. Масштаб макросъемки определяется исходя из физических размеров матрицы или окна сканирования. Например, при размере матрицы 14x9 mm снимаемое поле изображения в масштабе 1:2 составит 28x18 mm. Таким образом, зная размеры снимаемого объекта и размеры кадрового окна, можно выбрать оптимальный размер кадра.

При макросъемке рельефных объектов необходимо учитывать, что увеличение масштаба фотографирования приводит, в свою очередь, к снижению глубины резкости. Ее можно повысить диафрагмированием объектива. Еще одно ограничение накладывает значительное снижение количества света, попадающего на матрицу (линейку) при съемке в крупных масштабах. При изменении увеличения с 1:5 до 5:1 засветка составит около 5 % от исходной.

Данные особенности не позволяют, как правило, использовать цифровые камеры любительского класса для съемки в крупном масштабе. Макросъемка проводится портативными и студийными камерами, имеющими возможность использования сменной оптики, удлинительных колец или макромеха. Некоторые камеры оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием и имеющими режим "Макро".

Цифровую макросъемку предпочтительнее проводить со штатива, что позволяет использовать режим длительных экспозиций. Наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, а затем проводится диафрагмирование объектива до значения, обеспечивающего необходимую глубину резкости. Во избежание возможной нерезкости изображения, управление экспозицией при макросъемке следует осуществлять дистанционно, с помощью клавиатуры компьютера, сразу же просматривая на экране полученные результаты.

Цифровым вводом или сканированием объектов следует добиваться оптимально высокой степени разрешения, чтобы впоследствии избежать изменения разрешения или размера изображений в графических редакторах. Физический размер определяется количеством пикселов оцифрованного изображения. При постоянном количестве пикселов программное увеличение размера изображения ведет к снижению его графического разрешения, что проявляется сначала в смазанности, нерезкости наблюдаемой картины, а при дальнейшем укрупнении - в проявлении пиксельной структуры и мозаичности изображения.
Заключение эксперта.

Заключение эксперта как процессуальный документ должно отвечать ряду специальных требований, относящихся как к содержанию, так и к форме. В нем непременно должны фиксироваться: весь ход экспертного исследования, примененные методы, технические средства и результаты исследования. Существенное значение для достоверности вывода эксперта имеют правильный выбор метода исследования и соблюдение методических, технических условий его применения. Вместе с тем, достоверность вывода эксперта достигается также соблюдением определенных правил при подготовке иллюстраций и составлении фототаблиц. Иллюстрации являются наглядным подтверждением сделанного вывода, повышают убедительность заключения эксперта, поскольку при чтении текста не всегда возникает четкое представление о тех признаках, на основании которых эксперт пришел к тому или иному выводу.

В настоящее время подготовка текстов заключений при помощи компьютерных текстовых редакторов становится обычной экспертной практикой. Использование компьютерных технологий существенно облегчает процесс оформления результатов исследования. Появилась возможность помещать иллюстрации непосредственно в тексты выходных документов. Изображения становятся органичной частью заключения эксперта, что является дополнительной гарантией от подмены вещественных доказательств или фальсификации выводов. Наряду с этим, компьютерная подготовка иллюстраций к печати и верстка их вместе с текстами заключений имеют свои особенности.

Согласно УПК РФ, заключение эксперта как процессуальный документ должно иметь определенное содержание. Кроме этого, ведомственными нормативными актами определены форма и структура этого документа (Приложение 2 к Приказу МВД России № 261 от 01.06.93 г.). Регламентировано, что заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. К заключению прилагаются иллюстративные материалы, подтверждающие выводы эксперта. В тексте исследовательской части заключения даются ссылки на приложения с иллюстрациями. Каждое приложение сопровождается пояснительными надписями и подписывается экспертом.

Как следует из приведенного описания, законодательно не запрещается помещать иллюстрации непосредственно по тексту заключения, тем более если их не вклеивают, а печатают за один проход вместе с текстом.

В примерных образцах экспертных заключений прослеживается общая последовательность в описании и способах иллюстрации изучаемых объектов. Раздел "Исследование" начинается с описания объекта в целом и его существенных свойств, далее приводится ссылка на снимок в фототаблице. При компьютерной верстке есть возможность поместить цифровое изображение исследуемого объекта сразу после текстового его описания. В редакторе WORD это можно слелать двумя способами - вставив "Кадр" (Frame), а в него "Рисунок" (Picture), или же сразу поместив "Рисунок" в нужное место на странице заключения эксперта.

Особенностью компьютерной верстки является то, что при большом количестве иллюстраций существенно увеличивается размер текстового файла заключения, а следовательно, требуется дополнительное место на диске, снижается скорость редактирования документа. По умолчанию WORD сохраняет в документе полную "картинку" импортированного графического файла, что значительно увеличивает размер документа. К примеру, при импорте трех иллюстраций размерами по 300K размер файла с заключением эксперта увеличивается почти до 1 Mb. Средства WORD позволяют уменьшить размер документа, создавая связи с графическими файлами. Для этого нужно явно указать, что хранить нужно только связь, а не законченное графическое представление изображения. Условиями для связывания элементов являются: подготовка приложений в среде Windows, поддержка ими протоколов динамического обмена данными (DDE) или внедрения объектов (OLE).

Для создания связи с графическим файлом без включения изображения в документ, следует поместить курсор в место предполагаемой вставки иллюстрации, затем в меню "Вставка" выбрать команду "Рисунок" и найти нужный графический файл. Установив выделение "Связать" и одновременно отключив выделение "Хранить рисунок в документе", можно сохранить внутри документа лишь связи с графическим файлом, а не все изображение целиком. При этом на экране монитора будет показываться реальное графическое представление иллюстрации, получаемое из файла-источ-ника. Если файл-источник будет по каким-либо причинам недоступен, то в соответствующем месте заключения эксперта вместо связанной информации показывается (печатается) пустое обрамление.
Заключение.

Фотография сопровождает процесс расследования преступлений на всем его протяжении: с момента обнаружения признаков преступления до момента передачи дела в суд. Столь же широк круг лиц, использующих в своей работе фотографические средства и методы: следователь, оперативный работник, специалист, эксперт-криминалист. Вместе с тем, средства и методы, традиционно используемые на практике, начинают отставать от требуемого уровня технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.

В связи с этим закономерен интерес к любым изменениям в технике фотографии, позволяющим существенно ускорить и упростить получение снимков при сохранении их статуса производных вещественных доказательств. Применение цифровой фотографии, оформленное с соблюдением необходимых процессуальных условий, гарантирующих проверку адекватности (соответствия) объекта съемки его цифровому изображению, значительно расширяет возможности запечатлевающей и исследовательской фотографии. Ряд экспертно-криминалистических подразделений, включая ЭКЦ МВД России, уже приступил к практическому использованию цифровой фотографии в своей работе. Однако в криминалистической литературе до настоящего времени вопросы применения цифровых фотографических технологий в процессе рассследования преступлений глубоко не исследовались. Подготовленный для Вас материал является первым опытом обобщенного анализа цифровой фотографии как частного метода криминалистической техники, определения ее места в системе криминалистических средств и методов, попытки классификации и развернутого описания технических и программных средств цифровой фотографии, разработки рекомендаций по применению цифровой фотографии в экспертной практике. Несомненно, есть необходимость дальнейшего, более детального изучения прикладных (процессуальных и технических) аспектов применения современных цифровых фотографических технологий для фиксации и исследования вещественных доказательств.


Гуга
Цитата(FILIN @ 2.02.2006 - 18:42)
Если при прослушке ваши опера суют Вам каой-то дикс с мультимедийными файлами, никакого контроля за полнотой и истинностью нет. С таким же успехом можно просто предоставить распечатку. Ценность - та же.

А что еще они могут "сунуть", если не имеют права даже объяснить, как действует используемая аппаратура? Ничего.
При необходимости допросят оперов во время судебного следствия. Но это уже другая история 8)


Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.

© 2002-2015 Форум судебных медиков
При копировании материалов сайта размещение активной ссылки на источник обязательно!