Добрый день. Собственно вопрос следующий: может ли судья назначить проведение судебно-химической экспертизы в химико-токсикологическую лабораторию наркодиспансера? Лицензии на СМЭ у учреждения, разумеется, нет. Если да, то как должно выглядеть определение суда, и если нет, то почему. Заранее спасибо.
alexlp
30.10.2020 - 10:11
Nerazzurri
30.10.2020 - 10:37
Административное дело по 12.8 ч.1 КоАП. Это были наши же ХТИ, судья вместо повторных ХТИ решил назначить нам же судебно-химическую экспертизу контрольного образца. Производство экспертизы поручено не конкретному лицу, а организации. Причем "с указанием массовой концентрации обнаруженного вещества (средства) в биологическом объекте, выраженной в единицах измерения: мкг на мл, мкг на грамм, мг на мл и т.д. напечатанном на бумажном носителе", то есть заявив заведомо невыполнимые требования по веществам 1 списка 681 поставновления.
alexlp
30.10.2020 - 11:14
Цитата(Nerazzurri @ 30.10.2020 - 12:37)
Административное дело по 12.8 ч.1 КоАП. Это были наши же ХТИ, судья вместо повторных ХТИ решил назначить нам же судебно-химическую экспертизу контрольного образца. Производство экспертизы поручено не конкретному лицу, а организации. Причем "с указанием массовой концентрации обнаруженного вещества (средства) в биологическом объекте, выраженной в единицах измерения: мкг на мл, мкг на грамм, мг на мл и т.д. напечатанном на бумажном носителе", то есть заявив заведомо невыполнимые требования по веществам 1 списка 681 поставновления.
Полагаю, что Суд обосновано вынес определение о назначении экспертизы. Вот некоторые прложения 73ФЗ:
Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
ГАРАНТ: См. комментарии к статье 41 настоящего Федерального закона
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 124-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
ГАРАНТ: См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона
Руководитель обязан:
по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Руководитель не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/12123142/888134b28b1.../#ixzz6cL9SFrLh
Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
ГАРАНТ: См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Руководитель вправе:
возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат; ....
Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/12123142/36bfb7176e3.../#ixzz6cL9fxuLR
Статья 16. Обязанности эксперта
ГАРАНТ: См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
Эксперт обязан:
принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
Эксперт не вправе:
принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;
сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;
уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.
Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/12123142/7a58987b486.../#ixzz6cL9xAScO
Nerazzurri
30.10.2020 - 11:20
Спасибо. Значит ли это, что в соответствии со статьей 15 учреждение может отказаться от выполнения экспертизы сославшись на отсутствие в РФ ГСО а-ПВП; а так же отсутствие лицензии на оборот веществ 1 списка?
alexlp
30.10.2020 - 11:47
Цитата(Nerazzurri @ 30.10.2020 - 13:20)
Спасибо. Значит ли это, что в соответствии со статьей 15 учреждение может отказаться от выполнения экспертизы сославшись на отсутствие в РФ ГСО а-ПВП; а так же отсутствие лицензии на оборот веществ 1 списка?
ИМХО: На этом основании вы можете обоснованно отказаться только в части количественного определения. Однако, учитывая, что Производство судебно-медицинской (судебно-химической, химико-токсикологической) экспертизы (исследования) вещественных доказательств и исследование биологических объектов относится к лицензируемому виду мед.деятельности (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 01.08.2020) "О лицензировании медицинской деятельности...), попробуйте этим обосновать отказ от производства всей экспертизы.
Nerazzurri
30.10.2020 - 11:50
Спасибо, будем пробовать.
alexlp
30.10.2020 - 11:50
Цитата(Nerazzurri @ 30.10.2020 - 12:37)
Причем "с указанием массовой концентрации обнаруженного вещества (средства) в биологическом объекте, выраженной в единицах измерения: мкг на мл, мкг на грамм, мг на мл и т.д. напечатанном на бумажном носителе", то есть заявив заведомо невыполнимые требования по веществам 1 списка 681 постановления.
Ну это требование вполне выполнимо даже по ПВП используя метод ИХА, как разъяснил наш главный внештатный...
Nerazzurri
30.10.2020 - 11:51
Цитата(alexlp @ 30.10.2020 - 12:50)
Ну это требование вполне выполнимо даже по ПВП используя метод ИХА, как разъяснил наш главный внештатный...
Боюсь, что для крови этот метод мало реализуем на практике, хотя мы и пытались.